Российские древности: Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь в Гороховце
Гороховец расположен на окраине гряды холмов — так называемых Гороховецких гор, что растянулись через всю Владимирскую область. В топонимике города есть Ужова гора, Лысая гора, Никольская гора, Пужалова гора, Поповская гора, Гребенская и Швивая горы (склоны Никольской горы). Так, Лысая гора возвышается над Клязьмой почти на 100 метров; сегодня это памятник археологии федерального значения: здесь были обнаружены артефакты I тысячелетия нашей эры и городища «дьякова типа» представителей финно-угорского племени меря, обитавших на Владимирской земле до появления здесь славян. Никольская гора (крутой мыс правого берега Клязьмы) пониже — 70 метров над уровнем реки. Здесь в 1168 году при князе Андрее Боголюбском был выстроен форпост Гороховец, охраняющий восточные рубежи Владимиро-Суздальского княжества. Крепость надежно защищали крутые склоны холма, Клязьма, естественные овраги и выкопанный ров, вал высотой до пяти метров. После появления детинца у подножия горы возник нижний посад. Еще до основания крепости селение Гороховец было десятинным: доходы от него шли на содержание владимирского Успенского собора (1158–1160 годы). Поэтому, например, в Лаврентьевской летописи он назван «градом Пресвятой Богородицы».
В 1239 году, «на зиму, взяша Татарове Мордьевскую землю, и Муром пожгоша, и по Клязьме воеваша, и град Святой Богородицы Гороховец пожгоша, а сами идоша в станы». После этого город надолго пришел в упадок. В конце XIV — начале XV века, при Василии I, Гороховец вошел в состав Московского княжества. В 1539 году город снова был сожжен, на этот раз — казанскими татарами; их же нападение в 1545 году было отбито. А в 1563 году Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу. В XVII столетии, с началом Смуты, Гороховец попадает под власть поляков, и в 1610 году король Сигизмунд III жалует его своему князю Андрею Милославскому. Осенью 1611 года нижегородский староста Козьма Минин призвал собирать ополчение и предложил в его руководители князя Дмитрия Пожарского, который после ранения находился в вотчинном селе Нижний Ландех около Гороховца. Иными словами, Гороховец присоединился к ополчению одним из первых. Отряд из этого города прошел от Нижнего Новгорода до Москвы и участвовал в освобождении столицы от интервентов.
Последнюю осаду Гороховец пережил в 1618 году, когда отряды украинских казаков из войск королевича Владислава (черкасов — по городу Черкассы или «черкесов» — как говорили в народе) разграбили и сожгли его. Надо сказать, что уже с конца XVI века основное население Гороховца жило в посаде, а в крепости на горе находились лишь храм Николы Чудотворца и казармы-«клетники», куда посадчане перебирались лишь в период военных действий. Согласно более поздней описи (1646 год) периметр валов крепости составлял всего 242 сажени. После нападения «черкесов» крепость на горе утратила функции приграничной, а городские деревянные укрепления постепенно ветшали и разрушались.
В период царствования Михаила Федоровича (примерно 1620–1643 годы) на горе, на месте древней крепости, был возведен Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. В переписной книге 1646 года указывался ружный (то есть содержащийся на руге — за счет прихожан, без собственных земель) деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. Каменное строительство началось в монастыре в 1686 году, когда «посадский человек», богатейший купец Гороховца Семен Никифорович Ершов (о нем и о его каменных платах в Гороховце «Российские древности» уже писали) обратился к московскому патриарху Иоакиму с челобитной.
Бил челом нам… гороховлянин посадской человек Семен Ершев а в челобитной его написано в Гороховце де в Николаевском монастыре внутри города церковь Живоначальныя Троицы а под нею церковь чудотворца Николая теплая деревянная ветхия и служить нельзя и ныне де он обещался в том монастыре построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другую, во имя Николая Чудотворца теплую и нам святейшему патриарху пожаловать бы его благословить велеть те церкви строить и о том дать ему нашу благословенную грамоту.
Спустя три года, в 1689 году, выстроенный иждивением Ершова Троице-Никольский собор был освящен. Храм поставлен практически посередине территории монастыря и потому хорошо просматривается со всех сторон. На первом его этаже размещена теплая Никольская церковь, на втором — холодная Святой Троицы.
Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами. К северо-западному углу здания примыкает шатровая колокольня (возможно, выстроена в 1690-х), которую можно считать местной достопримечательностью из-за своеобразия архитектуры: заниженный четверик и повышенный восьмерик. Потом именно такой тип колокольни станет традиционным для церковной архитектуры Гороховца. Крыльцо храма с лестницей с южной стороны также относится к образцам именно гороховецкого зодчества XVII века: вместо легких колонок свод поддерживают массивные столбы-пилоны. Переход, соединявший паперть с колокольней, со временем был разобран.
Следующее каменное здание монастыря — надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы — было возведено иждивением другого состоятельного гороховецкого купца Григория Авдеевича Ширяева. О строительстве храма Ширяев «бил челом» патриарху в 1698 году.
Бил челом нам… города Гороховца посадской человек Григорий Авдиев сын Ширяев, а в челобитной его написано в Гороховце де на горе в Троицком и Николаевском монастыре церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы гораздо ветха и служить в ней не возможно и ныне де обещался он построить у того монастыря Святые врата каменные и на тех вратех построить церковь каменную ж во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.
Храм представлял собой одноглавый четверик с обходной галереей. В 1930-е годы его за ветхостью разобрали. Археологические раскопки конца 1980-х — начала 1990-х годов показали, что фундаменты храма сохранились хорошо. Сейчас на его месте и в память о нем выстроена деревянная часовня.
На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника — одноглавый бесстолпный храм с трапезной. Возведена она в 1710–1716 годах на деньги брата Григория Авдеевича Ширяева — Ивана Авдеевича Ширяева. Интересно, что в 1714 году Петр I запретил каменное строительство везде в России, кроме Санкт-Петербурга. Так что храм можно отнести если не к древностям, то к примечательным сооружениям точно. Исследователи архитектуры отмечают его крыльцо с мощными бочкообразными столбами, пристроенное с южного фасада.
Одновременно (или чуть позже) с храмом Иоанна Лествичника был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, примыкающий к нему с запада. Возведен он в традициях гражданского древнерусского зодчества: «в две связи», то есть с сенями посередине и жилыми покоями по сторонам.
В начале же XVIII века возвели и «круг оного монастыря ограду каменную круглую мерою на сто пятьдесят саженех высотою две сажени с половиною, а в некоторых местах по две сажени» с башенками по углам. Главные ворота монастыря сделали в восточной стене. Вот что пишут научные сотрудники археологической экспозиции Гороховецкого историко-архитектурного музея: «В 2017 году на территории городища проводились исследования, связанные с изучением фундаментных конструкций монастырской ограды XVIII века, проходящей по трассе ранее существовавших древних укреплений. В ходе работ получены данные о существовании оборонительных укреплений по всему периметру городища. В шурфе, заложенном с северной стороны городища, зафиксированы остатки фортификационных сооружений».
В конце XIX века монастырский ансамбль дополнила часовня-киворий над усыпальницей Петра Павловича Кожина (1829–1890) — героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника, одного из самых богатых и влиятельных лиц Владимирского края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Монастырю Кожин много лет оказывал покровительство.
Стоит упомянуть, что вдоль юго-западной монастырской стены находился старинный некрополь элиты Гороховца XVII–XIX столетий. После разорения монастыря в 1920–1930-е годы уцелело лишь несколько надгробий.
В 1919 году монастырь был признан исторически и художественно ценным архитектурным ансамблем. В конце 1922 — начале 1923 годов последние насельники покинули обитель, которую закрыли и превратили в детский дом. Местные жители пытались отстоять монастырь, сделать его собор приходским, но получили отказ. С временем в Троицком соборе разместили склад кинопроката, затем в нем (и в храме Иоанна Лествичника) были коммуналки. В 1993 году в Никольский монастырь снова начали стекаться монашествующие и в настоящее время он является действующим.
Автор: Александра Шапиро
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.