Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что «рыбачить» легче, чем «плавать»
Ученые из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Мюнхенским Университетом Людвига Максимилиана выяснили, как пациенты с афазией — нарушениями речи вследствие инсульта или травмы головы — воспринимают неинструментальные и инструментальные глаголы. Статья об исследовании опубликована в Journal of Neurolinguistics.
Инструментальные глаголы — это категория глаголов, которые обозначают действие, выполняемое с помощью какого-либо орудия или инструмента. К ним относятся такие глаголы, как «рыбачить» (удочкой), «резать» (ножом), «рубить» (топором). Проведенные ранее исследования показали, что пациентам с афазией проще самостоятельно порождать глаголы этой категории. Именно задания с инструментальными глаголами они выполняют успешнее. Такой эффект объясняется большей смысловой насыщенностью (наличием дополнительного обязательного семантического компонента — орудия) инструментальных глаголов, и эта насыщенность облегчает активацию глагола.
«Мы задались вопросом, а как этот эффект проявляется на мозговом уровне, за счет каких мозговых механизмов возникают различия в языковой обработке инструментальных и неинструментальных глаголов в целом. И мы решили исследовать влияние инструментальности на активацию мозга в группе здоровых людей без речевых расстройств», — рассказывает Ольга Драгой, заведующая Лабораторией нейролингвистики НИУ ВШЭ. Эксперимент был проведен на материале немецкого языка.
Участники эксперимента подбирали к глаголам, как инструментальным, так и неинструментальным, подходящие существительные (например, им предлагалось выбрать, какое из существительных — «хлеб» или «кровь» — больше подходит к глаголу резать), в то время как им делали функциональную магнитно-резонансную томографию.
Результаты свидетельствуют о том, что обработка неинструментальных глаголов, по сравнению с инструментальными, требует дополнительной активации разных отделов мозга, в том числе лобных и височных отделов левого полушария, традиционно связанных с языковой деятельностью и, как правило, пораженных при афазии. Таким образом, становится понятно, почему пациенты с афазией испытывают трудности с неинструментальными глаголами типа «плавать» и, наоборот, более успешны в случае таких глаголов, как «рыбачить»: пораженный мозг пациентов с афазией хуже обеспечивает дополнительную активацию, требуемую для порождения и понимания первых, неинструментальных, глаголов.