Гуманитарные науки

Утром — деньги, вечером — Scopus: как за деньги попасть в базу данных Scopus

Можно ли за деньги разместить научный журнал в базе данных Scopus

© Public Domain

Сколько просят за помощь по включению научного журнала в базу данных Scopus, нужно ли для этого писать статьи самим, ведет ли это к положительному результату и как на самом деле попадают в Scopus, выяснял Indicator.Ru

Сколько просят за помощь по включению научного журнала в базу данных Scopus, нужно ли для этого писать статьи самим, ведет ли это к положительному результату и как на самом деле попадают в Scopus, выяснял Indicator.Ru.

«Аудит» номеров журнала, составление дорожной карты его развития, выпуск трех номеров и гарантия включения в базу данных Scopus — такой пакет услуг предлагает консультационная фирма любому журналу, желающему повысить свой престиж.

Почем Scopus для народа

Белгородский государственный аграрный университет решил разместить свой журнал «Инновации в АПК: проблемы и перспективы» в базе данных Scopus. Ректор университета, он же главный редактор журнала Александр Турьянский не пожалел для этого 170 тыс. рублей из внебюджетных средств вуза.

Судя по информации на сайте, журнал «выступает как научно-информационная платформа, призванная укрепить взаимосвязь научных сообществ, производителей сельскохозяйственной продукции и ее потребителей, в том числе и на международном уровне». В научно-редакционном совете из 17 человек и редакционной коллегии из почти 30 человек много докторов и кандидатов наук, а также четыре академика и три члена-корреспондента РАН.

В Москве сотрудники журнала нашли индивидуального предпринимателя Ольгу Дмитриеву и заключили с ней через систему госзакупок (в рамках закупки у единственного поставщика) договор на те самые 170 тыс. рублей со сроком действия до 30 декабря 2016 года.

Работа, которая Ольга Дмитриева должна выполнить для университета, такова: «Оказание услуг по включению журнала "Инновации в АПК: проблемы и перспективы" в перечень Scopus». По всей видимости, договоренность с Дмитриевой была достигнута заранее: 13 октября 2016 года Белгородский университет разместил заявку в системе, а 14 октября уже нашел исполнителя.

Интересно, что адрес, по которому работает индивидуальный предприниматель Ольга Дмитриева, совпадает с адресом офиса компании BigTimePubl. «Мы поможем осуществить подготовку любого периодического издания для включения в БД Scopus, Web of Science, ERIH PLUS и др.», — говорится на сайте этой компании.

За определенную сумму специалисты компании подготовят журнал для включения в международные базы данных, а потом, «после согласования и объективной оценки всех качеств и достоинств журнала», подадут официальную заявку и доведут «переговоры до необходимого результата».

Как попасть в базу данных на самом деле?

«Можно ли за деньги повлиять на включение журнала в Scopus или ускорить его?», — с таким вопросом корреспондент Indicator.Ru обратилась к сотруднику издательской компании Elsevier, консультанту по ключевым вопросам Андрею Локтеву. Именно Elsevier является разработчиком и владельцем базы данных научных изданий Scopus, появившейся в 2004 году.

По словам Андрея Локтева, процедура подачи заявки на включение в базу Scopus проста и не требует от редакции журнала обязательного посредничества каких-то консультационных фирм. «Стандартная заявка на английском языке подается через электронную форму: каков состав редакционного совета, какое рецензирование статей осуществляется, какие цели и задачи ставит перед собой журнал и др. Заявке присваивается номер, и заявитель отслеживает, на каком этапе находится заявка… Никакого другого инструмента подачи заявки в Scopus, кроме этого единого сайта, не существует. У нас нет официально зарегистрированных партнеров в России, которые бы имели возможность подать заявку на приоритетных, ускоренных условиях, отличных от условий для других журналов». (См. памятку для журналов о вступлении в Scopus, подготовленную в 2013 году Ольгой Кирилловой, членом Advisory Board Elsevier Russia).

«Не существует каких-то пунктов заявки, которые редакция не могла бы заполнить самостоятельно. Никакой внешней аналитики, которую журнал должен заказывать у внешних подрядчиков, в заявке не требуется, — продолжает Локтев. — Насколько мы знаем, те российские журналы, которые отправляют заявку на включение в Scopus, делают это самостоятельно». Он сообщил, что более 50 российских журналов были включены в базу данных Scopus за последний год.

Более того, если редакция журнала обратится в Elsevier за советом о включении в Scopus, то сможет услышать подробный рассказ о значении того или иного критерия. «Мы можем дать базовую консультацию, соответствует ли журнал требованиям Scopus. Мы не делаем из этого никакого секрета, это абсолютно открытый и прозрачный процесс, — отметил представитель Elsevier. — При этом все услуги, которые в данной части оказывает наша компания, бесплатны. Процедура рассмотрения заявки и индексация его номеров также бесплатна для журнала».

Он подчеркнул, что средний срок прохождения журнала через экспертизу составляет около года. Сначала заявку российского журнала оценивает Российский совет по контенту Scopus’а, который состоит из независимых экспертов, а потом она отправляется на международную экспертизу и в обязательном порядке рассматривается на международном совете. «Мы не можем повлиять на скорость и результат рассмотрения заявки ни платно, ни бесплатно», — рассказал Андрей Локтев. По каждому журналу назначаются несколько независимых экспертов из числа ведущих ученых в данной области. «Процесс экспертизы осуществляется полностью научным сообществом, а не Elsevier как коммерческой компанией».

Плох тот журнал, который не стремится в Scopus

Начальник редакционно-аналитического отдела журнала «Инновации в АПК: проблемы и перспективы» Светлана Жукова рассказала корреспонденту Indicator.Ru: «Мы мечтаем войти в Scopus. Да, мы молодое издание, но плох тот солдат, кто не желает стать генералом. Там большая проблема в том, что сотрудники журнала, а именно редакционно-издательской коллегии, должны быть известны Scopus, а именно иметь большую цитируемость. И еще ряд чисто технических моментов по оформлению и большие проблемы с переводами на английский…».

По поводу заключенного договора с Ольгой Дмитриевой сотрудница журнала сообщила, что это независимое агентство окажет им консалтинговые услуги, оценит состояние журнала и сделает заключение, в каком направлении надо усилить свою деятельность, чтобы войти в Scopus.

На замечание о том, что, согласно полученной от сотрудников Elsevier информации, редакции журнала не нужна помощь посредника, чтобы попасть в Scopus, Светлана Жукова ответила: «К сожалению, мы являемся вузовским изданием, и штат сотрудников крайне ограничен. В Белгородском ГАО в редакционном отделе работают всего два человека. Соответственно, мы просто физически не можем уделить этому свое время, и приходится прибегать к помощи сторонних организаций. Заниматься и версткой статей, и редакторской работой, и типографскими моментами, и закупками очень тяжело».

Фирма веников не вяжет

Сотрудник BigTimePubl Роман, менеджер по работе с клиентами, рассказал Indicator.Ru, что услуги компании состоят из двух частей — аудита и сопровождения. Аудит — анализ выпусков журнала и анализ сайта. В течение одной недели специалисты компании (редакторский отдел) за $950 проведут аудит сайта журнала, дадут необходимые советы и представят дорожную карту, после которой журнал может сам внести необходимые изменения в свою работу.

За дополнительные деньги журнал может обратиться к фирме для сопровождения на пути в Scopus. По словам Романа, на данном этапе специалисты BigTimePubl будут уже непосредственно заниматься выпуском журнала, его наполнением и отбором статей, то есть фактически работать вместо редакции. Таким образом, компания подготовит три выпуска журнала, после чего подаст заявку на рассмотрение комиссии Scopus.

На вопрос о том, есть ли гарантия, что комиссия Scopus скажет журналу «да», Роман ответил: «Конечно, есть. Уже более 20 журналов благодаря нам были включены в международную базу данных, поэтому мы знаем, какие непосредственные требования есть у комиссии. Мы непосредственно общаемся с представителями комиссии. Поэтому понимаем, что нужно доработать и на что они обращают внимание».

Слово экспертам

На вопрос редакции относительно возможной «накрутки» качества журнала при обращении к посредникам сотрудник Elsevier Андрей Локтев отметил: нельзя исключать сценария, что качество журнала ухудшится после того как журнал попадет в Scopus, но обычно журнал в этом не заинтересован. Помимо экспертизы на момент принятия в базу данных, у Elsevier есть, по крайней мере, три разных инструмента оценки качества уже находящихся в Scopus журналов. Если качество журнала падает, то он проходит повторное рецензирование и его индексация в базе может быть прекращена. Редко бывает, чтобы у журнала резко снижалось качество после начала индексации».

Тем не менее, представитель Elsevier пообещал понаблюдать за теми российскими журналами, которые включили в Scopus в последние несколько лет, выразив при этом сомнение, что BigTimePubl могла помочь 20 журналам, ведь данная информация не была подтверждена ни одним названием. Еще один повод для сомнений: чтобы эта фирма могла как-то помочь журналам войти в Scopus, она должна была начать это делать еще полтора-два года назад (с учетом года прохождения через экспертизу). «Насколько мне известно, раньше на сайте фирмы была только информация по продвижению статей», — заметил Андрей.

Автор — Наталия Демина