Гуманитарные науки5 мин.

В московской Гончарной слободе найдены артефакты XV-XIX веков

Изразцы конца XVI – начала XVII века: слева – со сценой осады города из романа «Александрия», справа – с растительным орнаментом

© Институт археологии РАН

Многочисленные изразцы, глиняные и фарфоровые игрушки, редкая стеклянная посуда и одежда допетровского времени – вот краткий перечень предметов, найденных экспедицией Института археологии РАН на территории древней Гончарной слободы (Швивоя горка, или Таганский холм) в 2021 году. Более 500 артефактов, характеризующих быт москвичей XVI – XIX столетий, после реставрации будут переданы в Музей истории Москвы.

«Гончарная слобода для археологии Москвы – одно из ключевых мест. В исторических источниках она упоминается только с 1547 года. Но первые дома в устье Яузы появились намного раньше, в XII веке, а как производственный район слобода начала свое существование в XV веке, после заселения Зарядья и ближних к Кремлю посадов. На небольшом раскопе мы смогли увидеть жизнь обитателей как «ремесленного», так и «купеческого» периодов Гончарной слободы, причем одновременно в светском и церковном вариантах ее быта. Это существенно дополняет наши представления о жизни посадской периферии города в XVII–XIX веках», – сказал заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев.

Слева направо: керамический сосуд, красноглиняный с белой росписью кувшин и чернолощеная фляга

© Институт археологии РАН

Исследовательские работы в Гончарной слободе начались в первой половине ХХ века. В 1937 году известный историк керамики Алексей Васильевич Филиппов и москвовед Петр Николаевич Миллер обнаружили здесь залежи бракованной и битой посуды, черепицы, изразцов и игрушек, а также многочисленные горны для их обжига, сосуды для варки глазури и поливы. Археологические исследования в 1940, 1946–1947 и 1954–195 годах под руководством Михаила Григорьевича Рабиновича позволили создать первые статистические таблицы учета керамики Москвы и выстроить керамическую хронологию XV–XVII веков. Во время раскопок с конца 1980-х до начала 2000-х годов было обнаружено около 30 новых горнов с приямками, круглых и прямоугольных – и это лишь небольшая часть сооружений этого индустриального района средневекового города. После этого археологическое изучение Гончарной слободы прервалось почти на 20 лет.

Новые раскопки 2021 года раскрыли жилые и бытовые постройки, которые предположительно относятся к владениям церкви Космы и Дамиана, что в Таганской слободе (1659–1662 годов) с кладбищем XVII – конца XVIII века. Найденные предметы позволяют заново взглянуть на жизнь слободы, которая до сих пор оставалась вне поля зрения археологов. За три месяца раскопок было собрано более 500 находок и, что естественно для Гончарной слободы, большое количество массового керамического материала общим весом до 2,5 тонн.

К наиболее интересным керамическим находкам относятся красноглиняный с белой росписью кувшин, чернолощеная фляга и изразцы XVII–XVIII веков, среди которых – изразец с редко встречающимся на территории Москвы изображением сцены штурма европейского города.

Стакан из гутного стекла с гербом и надписью «Виватъ Ея Императорскаго Величества»

© Институт археологии РАН

Археологи собрали большое количество фрагментов изделий из гутного стекла (сделанного мастером вручную из горячего стекла) с росписью. Среди них – фрагменты стакана из светло-зеленого стекла со сложным декором. На поверхности стакана тонкими красными и желтыми линиями из стекла изображен герб Российской империи – двуглавый орел, а рядом выведена надпись «Виватъ Ея Императорскаго Величества». Стакан относится к так называемой коронационной посуде, которая выпускалась в честь исключительных событий и использовалась во время их официальных празднеств, например, в честь восшествия на престол правящей особы. В данном случае речь идет об одной из российских императриц XVIII столетия, вероятнее всего – Екатерины II.

Слева: бутыль из-под бальзама. Справа: фрагмент литографического камня

© Институт археологии РАН

Среди других интересных находок из стекла – бутыль из высокопрочной керамической массы. Бутыль изготовлена в конце XIX столетия в герцогстве Нассау (располагалось на территории современной Германии). В такие влагонепроницаемые сосуды разливали минеральную воду из источника Нидерзельтерс («Сельтерская»), а также уксусы и настойки. На сосуде отпечаталась фабричная этикетка с надписью на двух языках, русском и немецком, которая сообщает, что в бутылке содержался травяной бальзам – очевидно, прибалтийского производства.

Настоящим подарком для истории текстильных предметов в России оказалась целиком сохранившаяся подборка одежды XVII века, принадлежавшей зажиточному горожанину. Две льняные рубахи с золотной вышивкой, верхняя одежда, плетеный пояс были сложены в сундучок (укладку), благодаря чему сохранились до наших дней.

Еще одна яркая находка, характеризующая жизнь XIX века на этой территории – фрагмент литографского камня: вероятно, он разбился, когда с него печатали ярлыки, в том числе – для магазина текстиля на Царской улице в Тюмени (формуляр включал номер штуки, артикул и цену за аршин).

Фарфоровая статуэтка

© Институт археологии РАН

Особую группу составляют детские игрушки, без которых в Гончарной слободе не обходится ни один раскоп. Они почти неизменны с XV до XIX век, но к ним позже добавляются фарфоровые фигурки. Это повод задуматься и о назначении «детских игрушек»: этнография показывает их нам не только как забаву для ребенка, но и как настольную скульптуру для взрослых.

Детская керамическая игрушка

© Институт археологии РАН

О присутствии церкви напоминают такие находки, как детали древнерусских книжных переплетов, сосуды для елея и медный складень XVIII века с образом Святого Николая Чудотворца. Литые иконы появились на Руси в ранний период, под непосредственным византийским влиянием. Их распространение отчасти связано со старообрядческим движением во второй половине XVII века, когда противники реформ патриарха Никона, перемещаясь и зачастую скрываясь, были заинтересованы в прочных и компактных иконах, удобных для перевозки и долгого хранения. Однако задолго до раскола в русской церковной традиции существовало понятие «путевая икона», которую можно было брать с собой в дорогу, на богомолье, в военный поход. Центральный образ – Святой Николай Мирликийский – традиционно воспринимается именно как покровитель путешествующих.

Литой складень с образом Святого Николая Чудотворца.

© Институт археологии РАН

Также были найдены монеты, которые нечасто встречаются при раскопках городских слоев: монета в пять рублей золотом, отчеканенная в правление Александра I, и шесть ранних медных денежных единиц Московского государства, предшествовавших введению мелкой разменной монеты, серебряных копеек. На аверсе каждой – штампованная вручную надпись «ПОУЛО МОСКОВСКОЕ», на реверсе – рельефное изображение птицы с человеческой головой в короне, вероятно – Сирина. Деньги такого типа выпускались в Московском княжестве во время правления Елены Глинской, в середине – второй половине 1530-х годов и имели хождение по территории всей Руси.

Пять рублей Александра I

© Институт археологии РАН

Пуло Московское

© Институт археологии РАН