«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире»
Модератор сессии, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус подчеркнул необходимость совершенствования единого госэкзамена и приема в вузы.
Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики. «Это один инструментов, свободных от коррупции», — подчеркнул он.
Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Ирина Потехина, считает, что благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы. Она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, однако сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что обсуждение проблем ЕГЭ отражает дискуссию о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того чтобы побриться», — сказал он.
Ректор Вышки уверен, что ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль, вернув ощущение справедливости огромному числу людей. Он привел пример, что в советские годы в петербургских вузах примерно две трети студентов были иногородними. К началу 2000-х годов такую долю составляли петербуржцы, а в последние годы ситуация вернулась к прежней модели. Нынешнюю ситуацию, когда в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы, Ярослав Кузьминов назвал достижением новой России. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру.
Есть несколько путей повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы. Например, возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ.
«Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах. Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», — привел пример Ярослав Кузьминов.
Инструментом совершенствование приема он считает расширение окна предметных олимпиад. Нынешнюю олимпиадную систему ректор ВШЭ назвал лучшей в мире. Однако, по его словам, нет олимпиад по инженерии, медицине, многим предметам, связанным с сельским хозяйством, что сужает отбор талантливых абитуриентов.
«Давайте вузам дадим квоты, пусть там будет один или два процента спортсменов», — предложил также он, подчеркнув, что эти новации не поставят под сомнение значимость ЕГЭ.
Необходимо устранить определенный перекос, когда москвичи и петербуржцы имеют меньше шансов поступить в столичные вузы, чем дети из других регионов. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах, и это дело государственное. «Нам нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности», — уверен Ярослав Кузьминов.
Он также обратил внимание, что на отдельные направления на бюджет принимают абитуриентов со средними баллами ниже 60 и даже 55 по профильным дисциплинам. Он полагает, что обучение студента с низкими баллами по математике по инженерной специальности неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям. Одновременно есть отдельные специальности (востоковедение, дизайн и др.), где на платных отделениях учатся студенты с высокими баллами.
Важным механизмом совершенствования приема Ярослав Кузьминов считает совершенствование образовательных кредитов, часть которых следует списывать за отличную учебу.
«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире, есть система олимпиад, которой мы можем гордиться», — подытожил ректор.
Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что речь идет не о судьбе ЕГЭ, а о совершенствовании приема в вузы. По его словам, во время пандемии в Министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, сказал Валерий Фальков, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ.
Это не означает, что экзамен не нуждается в совершенствовании, тем более что его процедура регулярно меняется. Также назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад. «Ее периодически надо проводить, чтобы, переосмыслить и сделать апгрейд и детокс», — отметил министр.
По его словам, подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования (программа «5-100», создание федеральных и опорных университетов), — это ведущие столичные вузы. Он не считает правильным «собирать всю страну в Москву и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегаполисов».
Валерий Фальков уверен, что необходимо параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития. «Нужно помочь лидерам, которые набрали ход, важно, чтобы они шли вперед, формировали свои правила игры и не конкурировали с региональными вузами», — отметил Валерий Фальков.
Одновременно следует запустить программы развития для 120–125 региональных университетов, способные улучшить ситуацию на периферии. В противном случае, полагает он, средний балл для поступления в отдельные вузы может снизиться и до 38. «Надо заниматься каждым вузом и каждым регионом», — уверен министр.
В прошлом году Министерство изменило условия выдачи образовательных кредитов с господдержкой, ставка по ним снизилась до 3%, продлены сроки выплаты и льготный период. В итоге число получателей кредита выросло по сравнению с 2019 годом более чем втрое: с 3162 до 11 000. Однако, отметил министр, в России неохотно берут кредиты на образование.
Кроме того, он считает, что следует устранить диспропорции в выпуске специалистов по отдельным специальностям. Ярослав Кузьминов уточнил, что, говоря о перераспределении бюджетных мест, он не имел в виду ведущие вузы, положение в которых его устраивает: «Речь идет о соотношении с рынком труда, мы ежегодно получаем проблему некачественного заполнения бюджетных мест и ситуации, когда человек, получив 80 баллов, вынужден учиться на платном отделении».
По его словам, он согласен с необходимостью роста числа бюджетных мест в региональных университетах, но нужно качественное предложение этих мест.
Ректор Вышки также подчеркнул важность формирования «длинного портфолио», достижений, которые будут объективно фиксироваться и учитываться при приеме в вузы.
«Я рад, что мы практически не ругали ЕГЭ. Это означает, что ЕГЭ развивается, модифицируется и степень удовлетворенности им со стороны школьников и вузов растет. Но нам надо не забывать об окне приема, качестве приема через собственные экзамены и колледжи», — резюмировал Ярослав Кузьминов.