Психологи оценили, насколько людям важна внешняя привлекательность ученых

Людям интересно послушать красивых ученых, но их менее привлекательных коллег они считают более умными — к такому выводу пришли психологи из Кембриджского и Эссекского университетов, исследовавшие влияние внешности ученых на научную коммуникацию

Людям интересно послушать красивых ученых, но их менее привлекательных коллег они считают более умными — к такому выводу пришли психологи из Кембриджского и Эссекского университетов, исследовавшие влияние внешности ученых на научную коммуникацию. Об этом сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи произвели случайную выборку лиц физиков и генетиков из американских университетов (108 на каждую дисциплину), а потом, для проверки своих выводов, — физиков и биологов из Великобритании (по 200 человек).

В первой серии опытов респондентов просили оценить лица по целому ряду свойств: привлекательность, ум, какой возраст бы им дали. Затем респонденты указали, насколько интересно им было бы узнать больше о работе того или иного ученого и насколько тот или иной ученый похож на человека, занимающегося важными и серьезными исследованиями.

Оказалось, что людям больше интересно узнать о работе внешне привлекательных ученых, которые, кроме того, выглядят компетентными и честными. Показатель интереса также был чуть выше для пожилых ученых и чуть ниже для женщин в науке. Расовая принадлежность исследователя никак не повлияла на оценку.

Однако, когда дело дошло до оценки того, насколько важную работу делает ученый, внешняя привлекательность и общительность стала минусом: таких исследователей респонденты отказывались считать «серьезными, хорошими учеными».

Затем психологи попытались понять, влияет ли внешность ученых на восприятие их работы в СМИ. Они «склеили» новости о научных открытиях с лицами, вызвавшими высокий или низкий интерес у респондентов (на первом этапе). Оказалось, что во всех форматах (текст, видео) людям хочется читать про открытия «интересных» ученых. Однако показатель «хороший versus плохой» ученый (если судить по фото), напротив, почти не оказал влияния на интерес к заметкам в СМИ.