Математика и Computer Science

Премия для математиков и повышение квалификации учителей: какие проекты предложили ведущие математики в Сириусе

© Фотобанк Росконгресс

В Сириусе ведущие математики России представили итоги проектов, направленных на развитие математического образования в России и решение прикладных задач. Работа велась с 26 по 28 сентября в рамках мероприятия-спутника IV Конгресса молодых ученых.

Совершенствование школьного математического образования стало одним из ключевых вопросов мероприятия-спутника IV Конгресса молодых ученых. В марте Президент России Владимир Путин поручил утвердить план по повышению качества преподавания математики и естественных наук в школах.

«Решение любых фундаментальных и прикладных задач в математике начинается с базы — получения качественного школьного образования. Это задача комплексная и, безусловно, непростая. Но на этой основе можно вырастить очень многое. Сегодня мы говорим об инженерно-технологическом суверенитете, который является вопросом национальной безопасности. Для того чтобы обеспечить этот суверенитет и решать важнейшие задачи, стоящие перед страной, необходимы высококвалифицированные кадры. Качественное образование является нашим конкурентным преимуществом, которое важно развивать, приумножать и понимать, какие меры для этого нужны», — отметил директор Президентского физико-математического лицея № 239, член Совета по науке и образованию при Президенте РФ Максим Пратусевич.

Участники трека, посвященного школьному образованию, определили ключевые задачи в этой сфере: повышение квалификации учителей и качества преподавания. В каждой из этих категорий они выделили основные проблемы и предложили варианты решений.

В частности, повышать квалификацию педагогов возможно благодаря трансляции лучших математических практик через сеть методических центров. В качестве одного из примеров была приведена работа Образовательного центра «Сириус», который транслирует лучшие методики в региональные математические центры, а оттуда – в школы.

Большое внимание эксперты также уделили мотивации школьников к учебе. Для этого важно демонстрировать прикладной характер задач: ребята должны понимать, где именно они смогут применить те или иные знания.

Эксперты также обсудили повышение качества математического образования в вузах. Оно должно соответствовать требованиям современного общества и научно-технологического прогресса. Для этого необходимо создавать центры развития математического образования, внедрять лучшие практики, вовлекать студентов в реальную деятельность, связанную с математикой.

Еще одна рабочая группа разрабатывала проект по математическому моделированию организации движения транспорта на федеральной территории «Сириус». Целью проекта стало создание набора инструментов и рекомендаций для улучшения транспортной логистики Сириуса, внедрения новых решений и дальнейшего тиражирования в другие регионы России.

«Математическое моделирование в широком смысле — это набор инструментов, позволяющих спрогнозировать, будет ли полезно то или иное решение на этапе до внедрения. С помощью математических методов можно просчитать, необходимо ли выделить дополнительную полосу для самокатов или велосипедов, сколько мест нужно организовать для новой парковки, на каких отрезках дороги требуется установить дополнительные датчики. Мы реализуем проект сразу с прицелом на тиражирование и масштабирование. Он может стать хорошим драйвером для развития в стране транспортного моделирования. И Сириус в этом вопросе выступает очень удачным учебно-методическим примером. За счет небольшой территории и уровня цифровизации мы получаем возможность собрать очень много разнородных данных о транспортной системе, протестировать различные математические модели и предложить решения в области совершенствования транспортной инфраструктуры», — отметил куратор проекта, ректор Университета «Иннополис» Александр Гасников.

По итогам проведенной работы проектная группа представила дорожную карту реализации проекта. План работ включает комплексный сбор данных для анализа и калибровки разрабатываемых моделей. Ученые также намерены разработать несколько вариантов схем движения, определить участки, где перспективно внедрение умных светофоров и организация пешеходных переходов. Также планируется разработать предложения по комплексному развитию велоинфраструктуры и схемы движения беспилотных роботов и гольф-каров. В перспективе это позволит сократить автомобильный трафик и затраты на перемещение по городу. Следующая секция была посвящена созданию премии за выдающиеся достижения в области математики имени одного из крупнейших ученых XX века Андрея Колмогорова. Участники рабочей группы составили перечень разделов математики для потенциальных соискателей и включили в них достижения в области алгебры и алгебраической геометрии, геометрии и топологии, теории вероятностей и математической статистики, математических проблем искусственного интеллекта и других областей. Премию предложили вручать раз в три года.

Наконец, участники пятой группы презентовали наработки, посвященные повышению качества и конкурентоспособности российских научных журналов. Математики отметили необходимость внедрения эффективных технологических решений для поддержки онлайн-версий журналов, поиска финансирования на развитие изданий, создание платформы научной периодики с привлечением в том числе иностранных изданий и авторов, что позволит продвигать международную научную коммуникацию.

Ряд предложений участники всех треков намерены презентовать уже в рамках Конгресса молодых ученых. Всего в мероприятии приняли участие более 70 экспертов из 52 ведущих организаций страны.

Автор:
Indicator.Ru