«"Сшить" эту интеллектуальную мощь с реальным рынком»
Искусственный интеллект — одна из ключевых «сквозных технологий», актуальных для всех сфер экономики и всех рынков НТИ. Поведение пользователей в интернет-магазине и цен на фондовой бирже, эффективность нефтедобычи и структуру белков, признаки опасных заболеваний, цифровые аватары и тысячи других явлений и объектов реального мира можно описать, смоделировать, предсказать с помощью самообучающихся алгоритмов. В 2021 году в России стартует федеральный проект по искусственному интеллекту. Кажется, что в стране уже не осталось мало-мальски серьезной технологической компании, которая не применяет ИИ, ни одной отрасли, где не завелись свои ИИ-стартапы, ни одной области науки, где не используются нейросети. Но уровень развития технологий машинного обучения в России далек от идеального.
Сравнительный анализ показывает, что Россия «проседает» в теме искусственного интеллекта: США, Китай, другие страны нас опережают и по количеству научных публикаций, и по объему инвестиций в проекты в этой области. Мы пока еще не в режиме догоняющих, но нам очень нужны такие проекты, как «Архипелаг 20.35», нужны события для роста лидеров и профессионалов, которые собираются в технологические AI-команды. В России накоплен огромный интеллектуальный капитал — в школах и в университетах по фундаментальным математическим направлениям ведется уникальная для мира подготовка. Чтобы отрасль ИИ развивалась, нам нужно «сшить» эту интеллектуальную мощь с реальным рынком.
Основной целью «Архипелагу 20.35» ставилось создать условия, чтобы в России стало больше профессионалов в сфере ИИ, технологических лидеров по этому направлению и их проектов. Формат интенсива нацелен на взрывной рост их числа, так как объединяет акселерацию технологических проектов и обучение их команд. За две недели «Архипелага 20.35» каждая из команд должна была продвинуть свой проект как минимум на стадию выше (например, перейти от прототипа к опытному образцу), а каждый из участников — нарастить свои компетенции в сфере ИИ. Присоединиться к интенсиву, чтобы образовать новые команды, могли и индивидуальные участники. Отчасти «Архипелаг 20.35» был рассчитан и на популяризацию технологий машинного обучения, на знакомство с ними новичков.
Интенсив, по словам Нины Яныкиной, еще раз показал, что в сферу нужно инвестировать. Изначально «Архипелаг 20.35» должен был стать мегаакселератором для 1000 команд. И формально возможность отобрать на интенсив 1000 проектов была: всего было подано 1787 заявок. Но до установленной организаторами планки дотянулись только 797 из них.
Фундаментом для интенсива стала платформа Университета 20.35. Но большая часть цифрового пространства для «Архипелага 20.35» была создана с нуля, признает Яныкина. Более того, отдельные функции разрабатывались под запросы команд и экспертов прямо во время интенсива.
«Архипелаг 20.35» стал новым видом акселерационно-образовательной программы. Ее обычный вариант — более 20 проектов примерно одного уровня развития, которым акселератор помогает перейти на следующую стадию. Создатели «Архипелага 20.35» замахнулись на акселерацию почти 800 команд — в 40 раз больше, чем бывает обычно, и все это онлайн. На виртуальном интенсиве собрались разные проекты не только по темам, но и по уровню. Участники общались между собой и активно обменивались знаниями. Все эффекты этого разнообразия и коммуникации, по мнению Яныкиной, проявят себя в течение еще нескольких месяцев.
С командами удаленно работали 15 акселераторов из разных городов России. Каждый из них брал свою часть команд и вел их до конца: эксперты слушали питчи проектов, изучали их презентации, выдавали задания и проверяли выполнение. Часть времени команды проводили в такой акселерационной программе, а часть — на образовательных активностях. Всего за две недели «Архипелага 20.35» прошло более 1,6 тысячи образовательных мероприятий, считая встречи с экспертами и небольшие питч-сессии. Основное содержание образовательной программы составили мастер-классы и более продолжительные лаборатории, где можно было освоить за несколько занятий какой-либо практический навык или аспект технологии. Всего с командами и индивидуальными участниками работали почти 900 экспертов. Чтобы как-то управлять этим разнообразием, организаторы внедрили в цифровую среду мероприятия достаточно строгие правила. Например, не на все мастер-классы можно было записываться свободно: на важные мероприятия можно было попасть только через аукционы. Ставкой становились баллы — в начале интенсива каждый участник получал 1000 баллов. Для команд доступ к некоторым активностям тоже был ограничен и зависел от того, выполнят ли они нужное количество заданий, получат ли достаточно «зеленых карточек» одобрения от экспертов на встречах по проекту. Онлайн-формат тут только помог: если участник не «зарабатывал» ссылку на мероприятие, он не мог попасть туда окольным путем, как это случается в реальном мире.
Онлайн-интенсив удался, но, говорит директор по развитию технологических сообществ и партнерств АНО «Платформа НТИ» (одного из организаторов мероприятия) Анастасия Морозова, всем участникам и экспертам очень не хватило живого общения. Цифровое мероприятие — это четкое расписание и единообразные алгоритмы коммуникации. А между тем на любой живой конференции, хакатоне, «Острове» немалая часть по-настоящему важных встреч случаются спонтанно за кофе, у гардероба, перед началом очередной сессии. Zoom-обсуждениям не хватает живых взглядов и эмоций — и именно поэтому Университет 20.35 рассчитывает вернуться к смешанному гибридному формату интенсивов, когда он будет доступен.
Из-за того что изначально организаторы готовились к гибридному формату, программа интенсива оказалась сверхинтенсивной, считает советник генерального директора Университета 20.35 Василий Третьяков. «На оффлайн-"островах" "Архипелаг 20.35" продолжался бы неделю в формате 14 рабочих часов в сутки. Но когда все участники и эксперты присоединяются к интенсиву только онлайн, а параллельно остаются включенными в работу и семейные дела, такой ритм поддержать очень сложно. В будущих онлайн-мероприятиях будем это учитывать, а кроме того, развивать асинхронный формат обучения», — отметил он.
А вот с нехваткой физической активности организаторам частично удалось справиться. Чтобы участник интенсива смог настроиться на напряженный интеллектуальный труд на много часов подряд, нужна физическая бодрость. Вживую поддерживать ее было несложно: в 2018 году было плавание в море на острове Русский, в 2019 — разные занятия в Сколтехе и в Сочи. Для «Архипелага 20.35» пришлось искать новые форматы интенсивной утренней зарядки. Всего нашлось около 20 типов занятий: и пробежки с фиксацией дистанции, которую пробежала команда или индивидуально каждый участник, и упражнения дома, и киберспорт, и интеллектуальные игры. Этим арсеналом Университет 20.35 готов делиться со школами и вузами, чтобы нивелировать снижение физической нагрузки во время пандемии.
Ключевые находки «Архипелага 20.35» лежат, конечно, в сфере управления цифровой средой. Чтобы мотивировать многочисленные команды на активность в течение двух недель интенсива, организаторы разработали строгую систему рейтингования. Результат каждого вида активности выражался в баллах, а суммы по категориям каждый вечер появлялись в таблице лидеров. Этот подход, считает старший владелец продукта Центра сетевых программ и цифрового контента Университета 20.35 Егор Рудометкин, можно применить где угодно — на проектно-образовательных интенсивах, которые Университет 20.35 проводит в вузах, в акселераторах, на хакатонах и других мероприятиях. Четкий рейтинг позволяет оценить вовлеченность и вовремя подтолкнуть тех, кому требуется помощь. Например, на «Архипелаге 20.35» дашборд по уровню вовлеченности команд помог не упускать моменты, когда требовалось «разбудить» отстающих.
Среди других полезных элементов цифровой среды, созданной на «Архипелаге 20.35», — биржа вакансий для стартапов в сфере ИИ, таск-менеджер и командный профиль компетенций для проектов. Эти элементы Платформа НТИ и Университет 20.35 будут развивать, чтобы получить тиражируемые продукты.
«Архипелаг 20.35» стал одним из самых масштабных образовательных мероприятий в 2020 году не только в стране, но и мире. Он показывает, что сегодня стало возможным объединить в единое пространство вузы, научные организации, институты развития и просто людей независимо от их местонахождения и создать насыщенную компетенциями среду, в которой будут развиваться и люди, и команды по персональным траекториям развития. Такие цифровые среды станут в самом ближайшем будущем неотъемлемой частью любой системы образования.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.