Математика и Computer Science6 мин.

«"Сшить" эту интеллектуальную мощь с реальным рынком»

Уроки «Архипелага 20.35»

© Университет 20.35/Facebook/Max Pixel/Indicator.Ru

В 2018–2019 годах Платформа НТИ и Университет 20.35 трижды проводили образовательные интенсивы для потенциальных участников цифрового прорыва — так называемые «острова». В ноябре 2020 года «острова» в шести городах России должны были соединиться цифровыми мостами в «Архипелаг 20.35», большой интенсив о технологиях искусственного интеллекта. Когда осенний всплеск заболеваемости COVID-19 не оставил шансов оффлайн-мероприятиям, «Архипелаг 20.35» полностью перешел в онлайн-формат. Как быть с 50 тысячами часов аудио из Zoom, «будить» отстающих и проводить онлайн-зарядку — в материале Indicator.Ru.

Искусственный интеллект — одна из ключевых «сквозных технологий», актуальных для всех сфер экономики и всех рынков НТИ. Поведение пользователей в интернет-магазине и цен на фондовой бирже, эффективность нефтедобычи и структуру белков, признаки опасных заболеваний, цифровые аватары и тысячи других явлений и объектов реального мира можно описать, смоделировать, предсказать с помощью самообучающихся алгоритмов. В 2021 году в России стартует федеральный проект по искусственному интеллекту. Кажется, что в стране уже не осталось мало-мальски серьезной технологической компании, которая не применяет ИИ, ни одной отрасли, где не завелись свои ИИ-стартапы, ни одной области науки, где не используются нейросети. Но уровень развития технологий машинного обучения в России далек от идеального.

Сравнительный анализ показывает, что Россия «проседает» в теме искусственного интеллекта: США, Китай, другие страны нас опережают и по количеству научных публикаций, и по объему инвестиций в проекты в этой области. Мы пока еще не в режиме догоняющих, но нам очень нужны такие проекты, как «Архипелаг 20.35», нужны события для роста лидеров и профессионалов, которые собираются в технологические AI-команды. В России накоплен огромный интеллектуальный капитал — в школах и в университетах по фундаментальным математическим направлениям ведется уникальная для мира подготовка. Чтобы отрасль ИИ развивалась, нам нужно «сшить» эту интеллектуальную мощь с реальным рынком.

Нина Яныкина
Ректор Университета 20.35, соорганизатор «Архипелага 20.35»

Основной целью «Архипелагу 20.35» ставилось создать условия, чтобы в России стало больше профессионалов в сфере ИИ, технологических лидеров по этому направлению и их проектов. Формат интенсива нацелен на взрывной рост их числа, так как объединяет акселерацию технологических проектов и обучение их команд. За две недели «Архипелага 20.35» каждая из команд должна была продвинуть свой проект как минимум на стадию выше (например, перейти от прототипа к опытному образцу), а каждый из участников — нарастить свои компетенции в сфере ИИ. Присоединиться к интенсиву, чтобы образовать новые команды, могли и индивидуальные участники. Отчасти «Архипелаг 20.35» был рассчитан и на популяризацию технологий машинного обучения, на знакомство с ними новичков.

Интенсив, по словам Нины Яныкиной, еще раз показал, что в сферу нужно инвестировать. Изначально «Архипелаг 20.35» должен был стать мегаакселератором для 1000 команд. И формально возможность отобрать на интенсив 1000 проектов была: всего было подано 1787 заявок. Но до установленной организаторами планки дотянулись только 797 из них.

© Университет 20.35

Фундаментом для интенсива стала платформа Университета 20.35. Но большая часть цифрового пространства для «Архипелага 20.35» была создана с нуля, признает Яныкина. Более того, отдельные функции разрабатывались под запросы команд и экспертов прямо во время интенсива.

«Архипелаг 20.35» стал новым видом акселерационно-образовательной программы. Ее обычный вариант — более 20 проектов примерно одного уровня развития, которым акселератор помогает перейти на следующую стадию. Создатели «Архипелага 20.35» замахнулись на акселерацию почти 800 команд — в 40 раз больше, чем бывает обычно, и все это онлайн. На виртуальном интенсиве собрались разные проекты не только по темам, но и по уровню. Участники общались между собой и активно обменивались знаниями. Все эффекты этого разнообразия и коммуникации, по мнению Яныкиной, проявят себя в течение еще нескольких месяцев.

© Университет 20.35

С командами удаленно работали 15 акселераторов из разных городов России. Каждый из них брал свою часть команд и вел их до конца: эксперты слушали питчи проектов, изучали их презентации, выдавали задания и проверяли выполнение. Часть времени команды проводили в такой акселерационной программе, а часть — на образовательных активностях. Всего за две недели «Архипелага 20.35» прошло более 1,6 тысячи образовательных мероприятий, считая встречи с экспертами и небольшие питч-сессии. Основное содержание образовательной программы составили мастер-классы и более продолжительные лаборатории, где можно было освоить за несколько занятий какой-либо практический навык или аспект технологии. Всего с командами и индивидуальными участниками работали почти 900 экспертов. Чтобы как-то управлять этим разнообразием, организаторы внедрили в цифровую среду мероприятия достаточно строгие правила. Например, не на все мастер-классы можно было записываться свободно: на важные мероприятия можно было попасть только через аукционы. Ставкой становились баллы — в начале интенсива каждый участник получал 1000 баллов. Для команд доступ к некоторым активностям тоже был ограничен и зависел от того, выполнят ли они нужное количество заданий, получат ли достаточно «зеленых карточек» одобрения от экспертов на встречах по проекту. Онлайн-формат тут только помог: если участник не «зарабатывал» ссылку на мероприятие, он не мог попасть туда окольным путем, как это случается в реальном мире.

© Университет 20.35

Онлайн-интенсив удался, но, говорит директор по развитию технологических сообществ и партнерств АНО «Платформа НТИ» (одного из организаторов мероприятия) Анастасия Морозова, всем участникам и экспертам очень не хватило живого общения. Цифровое мероприятие — это четкое расписание и единообразные алгоритмы коммуникации. А между тем на любой живой конференции, хакатоне, «Острове» немалая часть по-настоящему важных встреч случаются спонтанно за кофе, у гардероба, перед началом очередной сессии. Zoom-обсуждениям не хватает живых взглядов и эмоций — и именно поэтому Университет 20.35 рассчитывает вернуться к смешанному гибридному формату интенсивов, когда он будет доступен.

Из-за того что изначально организаторы готовились к гибридному формату, программа интенсива оказалась сверхинтенсивной, считает советник генерального директора Университета 20.35 Василий Третьяков. «На оффлайн-"островах" "Архипелаг 20.35" продолжался бы неделю в формате 14 рабочих часов в сутки. Но когда все участники и эксперты присоединяются к интенсиву только онлайн, а параллельно остаются включенными в работу и семейные дела, такой ритм поддержать очень сложно. В будущих онлайн-мероприятиях будем это учитывать, а кроме того, развивать асинхронный формат обучения», — отметил он.

А вот с нехваткой физической активности организаторам частично удалось справиться. Чтобы участник интенсива смог настроиться на напряженный интеллектуальный труд на много часов подряд, нужна физическая бодрость. Вживую поддерживать ее было несложно: в 2018 году было плавание в море на острове Русский, в 2019 — разные занятия в Сколтехе и в Сочи. Для «Архипелага 20.35» пришлось искать новые форматы интенсивной утренней зарядки. Всего нашлось около 20 типов занятий: и пробежки с фиксацией дистанции, которую пробежала команда или индивидуально каждый участник, и упражнения дома, и киберспорт, и интеллектуальные игры. Этим арсеналом Университет 20.35 готов делиться со школами и вузами, чтобы нивелировать снижение физической нагрузки во время пандемии.

Ключевые находки «Архипелага 20.35» лежат, конечно, в сфере управления цифровой средой. Чтобы мотивировать многочисленные команды на активность в течение двух недель интенсива, организаторы разработали строгую систему рейтингования. Результат каждого вида активности выражался в баллах, а суммы по категориям каждый вечер появлялись в таблице лидеров. Этот подход, считает старший владелец продукта Центра сетевых программ и цифрового контента Университета 20.35 Егор Рудометкин, можно применить где угодно — на проектно-образовательных интенсивах, которые Университет 20.35 проводит в вузах, в акселераторах, на хакатонах и других мероприятиях. Четкий рейтинг позволяет оценить вовлеченность и вовремя подтолкнуть тех, кому требуется помощь. Например, на «Архипелаге 20.35» дашборд по уровню вовлеченности команд помог не упускать моменты, когда требовалось «разбудить» отстающих.

© Университет 20.35

Среди других полезных элементов цифровой среды, созданной на «Архипелаге 20.35», — биржа вакансий для стартапов в сфере ИИ, таск-менеджер и командный профиль компетенций для проектов. Эти элементы Платформа НТИ и Университет 20.35 будут развивать, чтобы получить тиражируемые продукты.

«Архипелаг 20.35» стал одним из самых масштабных образовательных мероприятий в 2020 году не только в стране, но и мире. Он показывает, что сегодня стало возможным объединить в единое пространство вузы, научные организации, институты развития и просто людей независимо от их местонахождения и создать насыщенную компетенциями среду, в которой будут развиваться и люди, и команды по персональным траекториям развития. Такие цифровые среды станут в самом ближайшем будущем неотъемлемой частью любой системы образования.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Автор:Indicator.Ru