Анатомия «Анатомии преступления»: рецензия на книгу про науку о жизни и смерти
Как расследование одного убийства затянулось более чем на 18 лет, почему до 1918 года в роли судмедэкспертов выступали политики и мясники, а также что такое Фермы тел? Об этом и многом другом читайте в книге Вэл Макдермид «Анатомия преступления», недавно вышедшей на русском языке. Indicator.Ru публикует рецензию на это издание.
Читайте также
«СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ. ЕСТЬ ТОЛЬКО Я», — говорил Смерть в романе «Мор, ученик Смерти» сэра Терри Пратчетта. На тему того, насколько верны его слова, можно ломать копья в философских спорах, но одно можно сказать наверняка: когда речь идет о смерти, особенно о смерти насильственной, люди всегда стремятся эту самую справедливость восстановить. И, разумеется, наказать убийцу. А для этого его нужно найти.
Детективные сериалы, рассказывающие о работе современных следователей, зачастую либо показывают полуфантастические истории, когда убийцу удается найти благодаря анализу ДНК из одного оставшегося на месте преступления волоса, либо описывают трудовые будни районных следователей, в распоряжении которых есть только судмедэксперт, база отпечатков пальцев и ничего не видевшие соседи жертвы.
Читайте также
Нельзя сказать, что описанные Вэл Макдермид методы расследования доступны тем самым районным следователям в их повседневных делах: автор рассказывает о работе достаточно узких специалистов в таких областях, как судебная энтомология, токсикология, судебная психология, цифровая криминалистика, а также, например, о профессиональных пожарных дознавателях и реконструкторах лиц. В процессе написания книги Макдермид — сама автор детективных романов — общалась с представителями этих специальностей, посещала их лаборатории. Некоторые описания могут показаться особо впечатлительным читателям излишне подробными. Например, место работы энтомолога Мартина Холла, где в чемоданах лежат гниющие свиные головы, в клетках для собак — свиные тушки, а пластиковые коробки для сэндвичей наполнены личинками мух; или же фотографии с Фермы тел университета Теннесси — научно-исследовательского учреждения, где изучается разложение человеческого тела в различных условиях.
Впрочем, Макдермид не ограничивается рассказами об особенностях работы специалистов в расследовании убийств, из книги также можно узнать о том, как развивалась та или иная сфера судебной науки. Например, знали ли вы, что первый случай обращения к мухам во время расследования преступления упомянут в китайской книге 1247 года, одну из первых анатомически точных моделей человеческого лица, полуразложившегося, с личинками в ноздрях, создал сицилийский скульптор XVII века Джулио Зумбо? А то, что написать первую серьезную работу об интерпретации брызг крови при насильственных действиях ассистенту Института судебной медицины Эдуарду Пиотровскому помогли убийства кроликов?
Рассказывает Макдэрмид и о том, что английский ученый Майкл Фарадей (тот самый, создавший первую модель электродвигателя и открывший электромагнитную индукцию) выступал в роли судебного эксперта при расследовании пожаров, а первая в мире организованная судебно-медицинская служба, ответственная за исследование тел в случае неестественной смерти, была создана в Нью-Йорке только в 1918 году. До этого в роли судмедэкспертов выступали владельцы похоронных бюро, парикмахеры, агенты по торговле недвижимостью, мясники и прочие случайные люди, избираемые коронерами.
Некоторые части «Анатомии преступления» сами читаются как детектив. Макдермид рассказывает о реальных делах, расследование некоторых длилось не одно десятилетие и могло быть закончено только благодаря последним достижениям современной науки. К таким делам относится, например, убийство подростка Стивена Лоренса, совершенное в 1993 году. Виновный в его смерти Гари Добсон попал за решетку только в 2012 году, когда эксперты смогли с помощью современных методов проанализировать микроскопические капли крови на его куртке, все это время хранившейся в запечатанном пакете среди прочих улик по делу. Расследование убийства и вынесение приговора заняло 18 лет и 256 дней — это больше, чем возраст жертвы Добсона.
Помимо не слишком приятных с эстетической точки зрения описаний трупов, внутренностей и стадий разложения живых тканей, Макмермид не обходит вниманием и психологическую сторону работы судебных экспертов. Раскопки братских могил, оставшихся после Грязной войны 1976-1983 годов в Аргентине, исследование останков жертв апартеида в ЮАР, работа с фотографиями, на которых запечатлены более 11 тысяч жертв режима Асада — судебный антрополог Сью Блэк, глава Центра анатомии и человеческой идентификации университета Данди, назвала эти снимки свидетельством «самого страшного насилия, с которым я сталкивалась за 30 лет судебной работы».
«Анатомия преступления» — книга не только о том, как наука помогает расследовать преступления, что происходит с человеческим телом после остановки происходящих в живых клетках биологических процессов и не только о смерти. Эта книга достаточно много рассказывает о жизни и нашем отношении к ней. Так, что после прочтения вспоминаются еще одни слова пратчеттовского Смерти: «ВОТ ОНИ — СМЕРТНЫЕ. ВСЕ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ, — СОВСЕМ НЕМНОГО ЛЕТ В ЭТОМ МИРЕ. И ОНИ ПРОВОДЯТ ДРАГОЦЕННЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЗА УСЛОЖНЕНИЕМ ВСЕГО, К ЧЕМУ ПРИКАСАЮТСЯ. ОЧАРОВАТЕЛЬНО».
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.