Чем нас лечат: Стрезам. 40 лет забвения
Почему более безопасное, чем существующие препараты, лекарство 40 лет не удостаивалось внимания специалистов, всегда ли препараты от тревожности вызывают зависимость, что такое аллостерическое взаимодействие и как ионы хлора участвуют в работе успокоительных, Indicator.Ru рассказывает в рубрике «Чем нас лечат».
Для одних лето — пора отпусков, для других — все такой же напряженный рабочий период, щедро сдобренный завистью к коллегам, уехавшим отдыхать. Сегодня мы хотим ответить на несколько вопросов, мучающих представителей «нервных» профессий, и рассказать о лекарстве Стрезам, которое одни считают относительно безопасным и не вызывающим привыкания препаратом от тревожности и волнения, а другие подозревают в неэффективности.
Из чего же, из чего
Действующее вещество Стрезама — этифоксин. Лекарство было разработано немецкой фирмой Hoechst AG в шестидесятые, когда на рынке успокоительных и препаратов от тревожных расстройств властвовали бензодиазепины — психоактивные вещества со снотворным и успокаивающим действием. Фармакологи приписали этифоксин к этой же группе, а когда увидели, что его действие слабее, решили, что перед ними какой-то «недобензодиазепин», не дотягивающий до уровня эффективности своих более мощных собратьев. Из-за этого около сорока лет он оставался как минимум на вторых ролях.
Со временем, однако, выяснилось, что бензодиазепины не так уж и безобидны (о механизмах работы и недостатках этой группы лекарств мы уже рассказывали в статьях про Феназепам, Афобазол и препараты от бессонницы). И только на заре нового века появились исследования (подробнее о них можно узнать в статьях 1 и 2) о том, что этифоксин работает совсем по-другому, хотя и воздействует на тот же рецептор гамма-аминомасляной кислоты (ГАМКA). Предупреждаем, что, если вы не особо разбираетесь в биологии и химии, ближайшие три абзаца могут быть для вас сложноваты.
Рецептор ГАМКA — это белковый комплекс, который состоит из пяти частей. Они окружают ионный канал, в который могут проходить ионы хлора (Cl–). Молекула ГАМК «приказывает» рецептору открыть путь для хлора, и ионы проникают внутрь клетки. Вместе с ними туда попадает и отрицательный заряд, из-за чего следующим ионам пройти дальше становится сложнее. В итоге нейрону нужно передать больше возбуждения, чтобы передать сигнал. В этом суть тормозящего эффекта ГАМК и бензодиазепинов.
Бензодиазепины воздействуют на рецептор аллостерически. Это значит, что они связываются с другим местом (сайтом) рецептора, но все равно изменяют конфигурацию белкового комплекса, и он начинает пропускать хлор. Такой механизм, однако, имеет свои недостатки и провоцирует частые побочные эффекты. Этифоксин тоже взаимодействует с рецептором аллостерически, но не через бензодиазепиновый сайт.
Кроме того, ученые предполагают, что этифоксин связывается с белком TSPO на внешней мембране митохондрии — «энергетической станции» клетки. По этому пути лекарственная молекула тоже воздействует на рецептор ГАМКA, но косвенно, через несколько ступеней (подробнее об этом механизме рассказывает статья 2015 года).
В списках (не) значился
Исследования механизмов работы на молекулярном уровне проводились на клетках и лабораторных животных. Как же лекарство влияет на целый человеческий организм? В PubMed статей о препарате не очень много — около шести десятков. Выставив фильтр «клинические испытания», мы найдем всего пять работ, каждая из которых написана по итогам рандомизированного двойного слепого контролируемого исследования.
Двойной слепой рандомизированный плацебо-контролируемый метод — способ клинического исследования лекарств, при котором испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. «Двойной слепой» означает, что о том, кого чем лечат, не знают ни испытуемые, ни экспериментаторы, «рандомизированный» — что распределение по группам случайно, а плацебо используется для того, чтобы показать, что действие препарата не основано на самовнушении и что данное лекарство помогает лучше, чем таблетка без действующего вещества. Этот метод мешает субъективному искажению результатов. Иногда группе контроля дают другой препарат с уже доказанной эффективностью, а не плацебо, чтобы показать, что препарат не просто лечит лучше, чем ничего, но и превосходит аналоги.
В статье 1976 года действие препарата в сравнении с дексамфетамином и плацебо проверялось всего на шести студентах, которые получали сначала один препарат, затем, по прошествии недели, другой, затем третий. После каждого приема участники проходили тест. Такие исследования называются кроссоверными и позволяют узнать, как разные препараты влияют на одного и того же человека, и провести больше экспериментов на маленькой группе людей. Здесь очень важно выждать, пока препарат перестанет действовать, и только после этого давать другой (недели после однократного приема Стрезама более чем достаточно). Тесты показали, что оба лекарства улучшали усвоение двигательных навыков, а плацебо не проявило никакого эффекта.
В испытаниях, описанных в статье 2003 года, поучаствовали 48 добровольцев. Исследование было параллельным, то есть, в отличие от кроссоверного, разные группы получали разное лекарство (в данном случае — этифоксин или бензодиазепиновое вещество лоразепам). Пациенты проходили тесты на внимательность, бдительность, настроение, запоминание, психомоторные функции. В отличие от лоразепама, этифоксин в дозах 50 и 100 мг не вызвал угнетения нервной системы и проблем с памятью.
В третьей работе, опубликованной на французском языке, на 170 пациентах исследователи изучали нарушение адаптации, сопровождающееся тревожностью. Этифоксин они сравнивали с буспироном — препаратом, который одобрен FDA (Food and Drug Administration — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США), а значит он как минимум относительно неплохо изучен. После четырех недель испытаний ученые пришли к выводу, что оба препарата эффективны и безопасны. К похожему заключению пришли авторы другого исследования, на этот раз лоразепама и этифоксина, против того же расстройства.
Наконец, пятая статья, написанная по итогам исследования с 202 участниками, снова обращается к теме расстройства адаптации и повышенной тревожности, только на этот раз с этифоксином сравнивается бензодиазепин алпразолам. В ней показано, что успокоительный эффект этифоксина, в отличие от действия бензодиазепинов, не влечет за собой зависимости. Все эти три исследования о нарушении адаптации длились по четыре недели.
Вы можете научиться разбираться в лекарствах самостоятельно на авторском онлайн-курсе «Чем нас лечат» от редактора Indicator.Ru Екатерины Мищенко: https://clck.ru/Pnmtk
Indicator.Ru рекомендует: принимайте против тревожности при расстройстве адаптации
Стрезам не получил одобрения FDA, а его действие исследовано на небольших выборках пациентов, однако у него есть преимущества перед бензодиазепиновыми препаратами, хотя он и слабее.
Нужно понимать, что транквилизаторы и анксиолитики — это группа лекарств со своими побочными эффектами, зачастую серьезными, и применять их при обычном волнении, тем более постоянно, не просто нецелесообразно, но и небезопасно. Анксиолитики с мощным и доказанным действием часто продаются только по рецепту врача, ведь они могут вызвать зависимость, сонливость и другие нежелательные явления. При слабом волнении вам если что-то и пропишут, то, скорее, надеясь на эффект плацебо, ведь всегда необходимо взвешивать потенциальные риски и пользу.
Стрезам (он же этифоксин) меньше изучен, но его молекулярный механизм работы описан, и он отличается от бензодиазепинового. При этом пока что ученые не обнаружили, что от этого препарата развивается зависимость, поэтому во многих странах его отпускают из аптек свободно (хотя в России это не так). Действие Стрезама на детей не изучено, поэтому назначать его могут только взрослым.
Почему же более безопасное лекарство было настолько обделено вниманием? Судя по всему, препарату просто не повезло: когда молекулу открыли, все внимание было приковано к более действенным бензодиазепинам, а когда они оказались небезопасными, фармакология шагнула вперед и переключилась на новые группы препаратов. Мы не знаем, будут ли и дальше изучаться свойства этифоксина или же он вскоре станет частью истории, но сегодня большинство двойных слепых контролируемых исследований Стрезама посвящены тревожности при нарушении адаптации, поэтому вероятность, что он поможет, выше всего в этом случае.
Наши рекомендации нельзя приравнивать к назначению врача. Перед тем как начать принимать тот или иной препарат, обязательно посоветуйтесь со специалистом.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.