Медики предложили новый метод оперативного лечения диастаза прямых мышц живота
Медики из России Пензенского государственного университета (ПГУ) запатентовали способ хирургического лечения диастаза прямых мышц живота. Оригинальный метод превосходит все известные — теперь операция будет проходить с меньшим риском для пациента. Хирургическая манипуляция осуществляется под внутривенной анестезией (без общего наркоза), больной в этот же день сможет отправиться домой. После снятия швов послеоперационный рубец будет незаметен. Новый способ запатентован, апробирован и готов к внедрению в практическое здравоохранение. О новой разработке сообщает пресс-релиз Минобрнауки.
Диастаз прямых мышц живота — это расширение апоневротической пластинки белой линии живота. Апоневроз прямых мышц живота — соединительнотканная тонкая пластина, распологающаяся между грудиной и лонным сочлечением. В норме этот участок имеет ширину 2 см и служит поддерживающей структурой мышцам пресса.
В настоящее время это состояние достаточно распространено как среди взрослого, так и молодого возраста. Часто страдают недугом люди, чья жизнь сопряжена с тяжелой физической нагрузкой и женщины, перенесшие беременность и роды. Стоит отметить, что это состояние может быть и врожденным. Оно может возникнуть при сопутствующей патологии, сопровождающейся длительным повышением внутрибрюшного давления. Например, хронические запоры или доброкачественная гиперплазия предстательной железы.
Помочь этой группе пациентов предлагает коллектив ученых из Пензенского государственного университета. Авторы предлагают проводить хирургическое лечение диастаза прямых мышц живота через небольшой кожный разрез в области верхнего края пупочной воронки. Именно через него и будут осуществляться последующие манипуляции по ликвидации диастаза.
Новый способ лечения способен обойти все эти недостатки и полностью ликвидировать диастаз прямых мыщц живота. Медики предлагают в качестве операционного доступа выполнять полулунный разрез длиной до 2,5 см в области пупочной воронки (зоны пупка).
«После выполнения операции через данный разрез и после заживления раны последствий хирургияеского лечения незаметно на передней брюшной стенке. Эстетическая составляющая нашего способа на лицо», — поделился Константин Сергацкий.
После выполнения разреза инструментами хирурги поднимают кожу и отслаивают ее и подкожную жировую клетчатку от апоневротической пластинки белой линии живота в области диастаза. Далее проводятся специальные хирургические манипуляции по ликвидации диастаза.
Профессор кафедры «Хирургия» Медицинского института ПГУ, врач-хирург высшей категории Константин Сергацкий рассказал, что в настоящее время люди стараются большое внимание уделять своему здоровью и внешнему виду. Многих пациентов, имеющих такую проблему, не устраивает эта эстетическая деформация. Поэтому они стремятся ее исправить. Как правило, других способов лечения (лечебная физическая культура, физиотерапевтические и консервативные методы) этого состояния нет. Остается только хирургическая коррекция диастаза прямых мышц живота.
«Эстетически это выглядит следующим образом: у пациента между грудиной и пупком, особенно в состоянии напряжения, появляется килевидное выпячивание. Его видно визуально. Это не грыжа. Однако при диастазе через истонченную и расширенную белую линию живота внутренние органы дислоцируются, то есть „выходят” за естественные ориентиры брюшной полости. При этом, кроме эстетического дискомфорта, у пациентов с диастазом прямых мышц живота могуть появляться жалобы на боли в поясничной области и даже нарущения мочеиспускания», — добавил Константин Игоревич.
В наятощее время существует и используется очень большое количество способов проведения операций по хирургической ликвидации диастаза прямых мышц живота. Они сопряжены с лапаротомией (проведение протяженного разреза на животе и вскрытия брюшной полости), с использованием синтетических сеток (протезов, трансплантатов), а также лапароскопией (операции с использованием специального оборудования и необходимости проведения хирургияеских манипуляций непосредственно в брюшной полости).
Все эти способы сопряжены с большими рисками для здоровья человека. Они травматичны, существует вероятность повреждения органов брюшной полости во время операции. К тому же, могут появиться и послеоперационные осложнения: формирование послеоперационных грыж, спайкообразование в брюшной полости. Существует высокий риск инфицирования имплантата, потому что в его составе имеется синтетический материал. В послеоперационном периоде у пациентов возникает “чувство инородного тела”. К прочим недостатком относятся и повреждение нервных структур передней брюшной стенки с последующими вероятными функциональными нарушениями ее каркасной функции и потерей чувствительности. И, разумеется, пациенты зачастую остаются недовольны внешним видом живота — после заживления раны остается протяженный кожный рубец.