Медицина

В США впервые отредактировали геном в теле взрослого человека

© Associative Press/YouTube

В этот понедельник в Калифорнии 44-летний Брайан Мадо подвергся генному редактированию. Чтобы излечить пациента от расстройства обмена веществ под названием синдром Хантера, ученые с помощью специальных вирусов доставили в его организм миллиарды «правильных» копий гена, который у Брайана содержит мутацию

В этот понедельник в Калифорнии 44-летний Брайан Мадо подвергся генному редактированию. Чтобы излечить пациента от расстройства обмена веществ под названием синдром Хантера, ученые с помощью специальных вирусов доставили в его организм миллиарды «правильных» копий гена, который у Брайана содержит мутацию, сообщает американское издание Associated Press News.

«Мы разрезаем вашу ДНК, вставляем туда ген и сшиваем обратно, — поясняет суть операции доктор Сэнди Макрай, президент калифорнийской компании Sangamo Therapeutics, которая тестирует этот подход для двух метаболических заболеваний и гемофилии. — Это станет частью вашей ДНК на всю оставшуюся жизнь». Эта технология отличается от ставшего популярным в последнее время метода редактирования генома с помощью системы CRISPR/Cas9 и использует белки нуклеазы (режущие ДНК) с «цинковыми пальцами».

Участок, называемый «цинковым пальцем», может быть спроектирован так, чтобы узнавать определенную последовательность в ДНК, а нуклеаза, как ножницы, делает в нужном месте разрез. Правильную копию гена и два «цинковых пальца» ученые вставили в безобидный вирус, у которого предварительно вырезали его опасную для организма часть. Миллиарды таких копий ввели пациенту в вену, чтобы они достигли печени. Исследователи выяснили, что для того, чтобы вылечить больного, достаточно исправить геном хотя бы 1% клеток этого органа.

Сам пациент очень смущен тем, что он первый, но признается, что готов рисковать, чтобы помочь людям справиться с заболеваниями. У пациентов с синдромом Хантера из-за мутации не хватает белка, который должен расщеплять некоторые углеводы. Эти вещества накапливаются в клетках и наносят вред всему организму. Неприятная сторона заболевания — сильная подверженность вирусным инфекциям, также оно делает многие органы увеличенными, черты лица грубыми, а суставы становятся малоподвижными. У человека наблюдаются проблемы с сердцем, дыханием, иногда — расстройства нервной деятельности и отставание в умственном развитии. Часть больных умирает молодыми, многие до смерти не покидают инвалидной коляски и зависимы от родителей.

Раньше для этой болезни, которой в наши дни болеет около 10 000 человек по всему земному шару, была доступна только симптоматическая терапия. Лучшее, что она может предложить, — это постоянные инъекции недостающего белка. Но она стоит от ста тысяч долларов за годовой курс и не помогает предотвратить повреждений мозга. Во время тестирования этой терапии Мадо познакомился с медсестрой — своей теперешней невестой. Ему пришлось пережить 26 операций, не считая множества других процедур. В прошлом году Брайан чуть было не умер от обычного бронхита. Поэтому генная терапия стала для него возможностью вернуться к нормальной жизни.

Уже скоро ученые планируют проверить ее безопасность еще на 30 взрослых пациентах, а в дальнейшем перейти к редактированию геномов детей, чтобы успеть помочь им до того, как болезнь сильно навредит их организму. Однако и сама технология не безопасна. Один из ее первых пациентов, 18-летний Джесси Джелсинджер, умер в 1999 году. Проблема внесения в ДНК поправок в том, что, вставившись в неправильное место, даже «правильный» ген может не только не помочь, но и навредить, например, вызвать рак. У пациентов с генной терапией уже известно несколько случаев лейкемии. Но Надо не сдается. «Я взволнован и восхищен, — говорит он. — Я всю жизнь ждал чего-нибудь, что могло бы излечить меня».