Медицина

«Стимулятор воображения» поможет восстановиться после инсульта

© Arturo Vidich/Reuters

Российские ученые разработали игровой комплекс для реабилитации пациентов после инсульта. Специалисты в области искусственного интеллекта заменили физические тренировки по восстановлению двигательных функций игрой с воображением, по окончании которой пациент получает возможность двигаться.

Российские ученые разработали игровой комплекс для реабилитации пациентов после инсульта. Новая технология позволит таким пациентам в дополнение к физическим упражнениям тренировать в компьютерной игре свое воображение для того, чтобы восстановить способность двигаться. Результаты были доложены на XIII международной конференции по электромеханике и робототехнике «Завалишинские чтения — 2018», а также опубликованы в трудах конференции.

Для выживших после инсульта характерно поражение той части мозга, которая отвечает за двигательные функции лишь одной его стороны ‒ левой или правой. Между тем, мозг человека очень пластичен и способен восстанавливаться в обход пораженных областей. Тренируясь на игровом комплексе, другие участки мозга со временем могут начинать выполнять функции утраченного.

В рамках нового подхода, прежде чем приступать к тренировкам, невролог и нейрофизиолог проводят стандартные исследования, выявляющие особенности активности мозга пациента. После этого происходит сбор данных о мозговой активности: сначала пациент должен представить, как он двигает рукой, сжимает кисть, а потом постараться совершить эти движения. В этот момент ученые при помощи электроэнцефалографа фиксируют сигналы мозга с поверхности головы. По их словам, программа совершенствуется на основе полученных данных с помощью методов машинного обучения. Один курс такой тренировки занимает порядка двух месяцев.

На фото электроэнцефалограф и игра на ноутбуке. Прибор крепится на затылке, он как раз на переднем плане

© iBrain

Один из разработчиков комплекса, Филипп Гунделах из Санкт-Петербургского политехнического университета и компании iBrain полагает, что главное преимущество разработки — геймификация. «Пока в нашем арсенале только одна игра, когда главный герой ходит по саду и срывает фрукты: чем больше правильных "воображений" реального движения, тем больше фруктов он соберет, тем эффективнее будет двигательная реабилитация», — отметил он, подчеркнув, что игра затягивает пациента, он видит реальный результат своих мыслей. В настоящее время компания разрабатывает еще одну игру, в которой герой будет стрелять по объектам. Количество игр планируется увеличить, пациент сможет сам выбирать то, что ему интересно. Клинические испытания аппарата планируют начать в июле в Городской больнице №40 (Санкт-Петербург).

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.