Медицина

Ученые смоделировали поведение толпы при чрезвычайных ситуациях

© Edan Cohen/Unsplash

Немецкие исследователи из института Макса Планка с помощью методов компьютерного моделирования воссоздали поведение толпы при опасных ситуациях, например террористических атаках и стихийных бедствиях. Этот виртуальный способ при его широком применении даст возможность предугадывать поведение людей во время реальных чрезвычайных ситуаций. Исследование представлено в журнале Journal of the Royal Society Interface.

Немецкие исследователи из института Макса Планка с помощью методов компьютерного моделирования воссоздали поведение толпы при опасных ситуациях, например террористических атаках и стихийных бедствиях. Этот виртуальный способ при его широком применении даст возможность предугадывать поведение людей во время реальных чрезвычайных ситуаций. Исследование представлено в журнале Journal of the Royal Society Interface.

Во время чрезвычайных ситуаций всегда есть риск массовой паники, ведущей к серьезным последствиям. Авторов работы интересовало, что именно может вызвать панику и какие ситуации и места наиболее опасны.

Исследователи отобрали 36 добровольцев для участия в «игре», в которой каждому участнику соответствовал свой аватар в общем виртуальном пространстве. «Игра» представляла из себя набор заданий, одним из которых была эвакуация из сложного здания с четырьмя выходами, где только один был незаблокированным.

Основная часть людей не знала, какой выход правильный. А некоторым участникам экспериментаторы указали на него стрелкой в верхней части экрана компьютера. Участники знали, что некоторые из них осведомлены о правильном выходе, но они не догадывались, кто эти люди. Это вносило в ситуацию запутанность и делало ее похожей на реальную. Чтобы сделать ситуацию еще более напряженной, ученые придумали систему бонусных баллов, которые после прохождения испытания будут переведены в деньги, если участник сможет выбежать из здания в течение 50 секунд. Дополнительный стресс создавали плохое освещение и красные мигающие огни на заблокированных выходах.

Эксперименты показали, что в условиях большего стресса, число столкновений между аватарами увеличивалось, а также участники были более склонны подчиняться «стадному» чувству. Самыми опасными зонами были узкие места и тупики, где участники вынуждены были разворачиваться и идти обратно против течения толпы.

По словам ведущего автора исследования, такой виртуальный способ был бы очень полезен архитекторам в качестве проверки планов эвакуации.