От атомной бомбы до детских игрушек
О человеке, ставшем ученым по совету знаменитого брата, о том, как женитьба может погубить карьеру, а многолетняя «безработица» иногда помогает найти новое призвание, рассказываем в рубрике «История науки».
Большую часть жизни Фрэнк Оппенгеймер находился в тени своего знаменитого старшего брата. И не потому, что сам не заслужил рассказа, вовсе нет. Но конкурировать с таким человеком, как Роберт Оппенгеймер, «отцом» атомной бомбы, которому хватало внимания и политиков, и прессы, было очень сложно.
Фрэнк был младше Роберта на восемь лет, и старший брат, по его собственным словам, был ему почти как отец, а его влияние заметно во многих ситуациях, с которыми сталкивался Фрэнк. Впрочем, разница в возрасте не помешала братьям поддерживать близкие отношения и активно переписываться, когда они находились далеко друг от друга.
Читайте также
В детстве Фрэнк увлекался рисованием и учился играть на флейте, даже подумывал о карьере музыканта. Но сказался пример старшего брата: Фрэнк поступил в Университет Джонса Хопкинса, чтобы стать физиком. После его окончания в 1930 году он полтора года простажировался в Кавендишской лаборатории. Защищал диссертацию он уже в США, в Калифорнии.
В годы Второй мировой войны Роберт Оппенгеймер руководил Манхэттенским проектом, а Фрэнк работал у его хорошего друга Эрнеста Лоуренса в радиационой лаборатории Калифорнийского университета, где занимался проблемой разделения изотопов урана. В 1943 году он перешел под начало брата в Лос-Аламосскую лабораторию. Там он участвовал в планировании Trinity — первого испытания ядерного оружия.
Еще во время учебы в Калифорнии Фрэнк познакомился со студенткой-экономистом, встреча с которой сильно изменила его жизнь. И речь здесь не о романтических переживаниях. Его будущая жена участвовала в коммунистическом движении, и вскоре после свадьбы они оба вступили в Коммунистическую партию. Роберт отговаривал брата от этой женитьбы и советовал держаться подальше от политики, но Фрэнк поступил по-своему.
В какой-то мере Роберт оказался прав: его младшему брату сильно досталось в годы маккартизма. На волне преследования коммунистов его обвинили в неосторожном обращении с секретными документами во время войны и заставили уйти с поста преподавателя в Университете Миннесоты. После этого он почти десять лет не мог получить работу, связанную с атомной физикой, и не имел права выезжать за рубеж.
Впрочем, он не терял времени даром: вместе с женой они разводили скот на своей ферме в Колорадо (чтобы ее купить, Фрэнк расстался с картиной Ван Гога, унаследованной им от отца), а позже он увлекся преподаванием. В 1957 году ему разрешили устроиться учителем в местную школу, еще через два года при поддержке физиков Ханса Бете и Георгия (Джорджа) Гамова ему удалось стать преподавателем в Университете Колорадо. Впрочем, теперь само преподавание увлекало его не меньше науки.
В 1965 году Фрэнк получил стипендию на исследования в Университетском колледже Лондона. Там он сходил в Детскую галерею Музея естественных наук и понял, что хочет построить такой музей у себя в Калифорнии. Интересно прочитать, как он (брат создателя атомной бомбы) объяснял, почему такой музей необходим: «Для многих людей наука остается непостижимой, а техника пугающей. Наука и техника ощущаются как совершенно отдельный мир, мир жесткий, фантастический и враждебный по отношению к человечеству».
«Таким образом, — продолжал Фрэнк, — растет необходимость в создании среды, в которой люди могут ознакомиться с некоторыми аспектами науки и начать накапливать понимание посредством манипулирования и наблюдения за поведением лабораторных приборов и механизмов; такое место может пробудить скрытое любопытство и дать хотя бы частичные ответы».
Вскоре после возвращения он переоборудовал лабораторию в Колорадском университете, сделав там «библиотеку экспериментов» — около сотни моделей классических опытов. А в 1969 году Оппенгеймер-младший открыл уже собственный музей в Сан-Франциско, Эксплораториум, и стал его первым директором. В основу музея легло представление Оппенгеймера о том, что опыты — это неотъемлемая часть обучения, а сама учеба должна быть увлекательной. До конца жизни он участвовал практически во всем, что происходило в его музее.
В 1977 году у ученого диагностировали лимфому, еще через пять лет — рак легких. Он умер в 1985 году, после двух лет борьбы с болезнью.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.