Физика6 мин.

«Судьба Николая Геннадьевича Басова уникальна»

В Доме Российского исторического общества 20 января открылась выставка «Николай Басов. Луч света». Она приурочена к 100-летию со дня рождения академика Басова — лауреата Нобелевской премии и автора мазерной-лазерной идеи, одного из создателей лазера. В круглом столе к открытию выставки приняли участие президент РАН Геннадий Красников, директор СВР и и по совместительству председатель РИО Сергей Нарышкин, директор ФИАН Николай Колачевский, зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Кононов, специальный представитель по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и другие деятели российской науки и образования. Роль ученого, связь науки и искусства, анонс мемориальной доски Николаю Басову и прочее, о чем говорили на круглом столе, — в нашем репортаже.

Николай Геннадьевич Басов — физик, лауреат Нобелевской премии. Он родился в деревне Усмань в нынешней Липецкой области. Юность Басова пришлась на Великую отечественную: будущий ученый пошел в армию, прошел подготовку на врача-ассистента в Самаре и в 1943 году он ушел на фронт. После войны Николай Басов поступил в МИФИ. Уже на третьем курсе — в 1948 году — он стал лаборантом в ФИАН под руководством М. А. Леонтовича и А. М. Прохорова. В 1953 году Басов защитил кандидатскую, а в 1956 — докторскую диссертацию.

Работы Басова посвящены квантовой электронике. Принцип усиления и генерации электромагнитного излучения квантовыми системами он вместе со своим научным руководителем Александром Прохоровым он установил в 1952 году. А в докторской диссертации уже Басов уже начал прорабатывать идею квантового генератора, которая легла в основу мазеров и лазеров. Эти работы и исследования американского физика Чарльза Таунса легли в основу нового направления в физике — квантовой электроники. Басов, Прохоров и Таунс в 1964 году получили Нобелевскую премию по физике.

Разница между мазером и лазером в том, какое излучение используется в генераторе — микроволновое или оптическое. Это аббревиатуры с английского: МASER, «Microwave amplification by stimulated emission of radiation’» переводится как усиление микроволн посредством вынужденного излучения, а LASER, «Light amplification by stimulated emission of radiation», — усиление света посредством вынужденного излучения. Уже к середине 1950-х в Лаборатории квантовой радиофизики ФИАН, которую возглавлял Басов, строили мазеры. После, на основе прошлых исследований, — и лазеры, которые сейчас применяются от медицины до термоядерного синтеза. А летчик-космонавт и член-корреспондент РАН Юрий Батурин, также участвовавший в круглом столе, отметил еще одно применение: «На сегодняшней выставке есть почти все, но нет космоса. При каждом выведении чего-либо на орбиту сжигается очень много горючего. Но, когда появились лазеры, появилась идея выведения чего-либо в космос с помощью лазера».

Мазер Басова

«История физики — один из приоритетов Российского исторического общества», — отметили его представители. Экспозицию организовал Политехническиймузей совместно МИФИ и ФИАН, РИО и Росархивом в рамках Десятилетия науки и технологий. Президент РАН академик Красников отметил: многие ученые не удостоены Нобелевской премии, но это не уменьшает значимость их достижений. Задача РИО — сохранять их память.

У РАН в 2024 году тоже юбилей — 300 лет с указа Петра I об основании Академии. Сейчас, как отметил Красников, необходимо воспитывать преемников. Фигура Басова — яркий пример: ученики его школы стали тогда выдающимися учеными, которые «отвечали на вызовы XX века»: «Басов со своим учителем Прохоровым заложил целый пласт развития науки и техники».

Юрий Батурин рассказал и о роли Басова как научного руководителя: «Басов придумал и реализовал в МИФИ высшую школу физиков, занятия в которой начинались в феврале, то есть с весеннего семестра. А до этого происходил отбор по всей стране среди самых талантливых студентов». Басов понимал, что очень много по стране талантливых людей, которые не доехали до Москвы, не смогли поступить — и он дал им возможность.

Член-корреспондент РАН Николай Колачевский, директор Физического института им. Лебедева (ФИАН), также отметил: «Юность Басова должна быть примером для современной молодежи». Родившись в небольшом городке, он сделал огромный вклад в науку. Колачевский рассказал: для Басова был важен и пережитый опыт войны. На фронте он как-то вырезал аппендицит — буквально «по книжкам» в полевых условиях. Уже будучи лауреатом «Нобелевки» Басов говорил, что гордится той операцией не меньше, чем премией. Поздний студент, Басов уже в 30 лет сформулировал идею мазера-лазера, а в 35 защитилдокторскую диссертацию.

ФИАН совместно с МИФИ провел в 2022 году выездные мероприятия в Воронеже памяти Басова. Ежегодно проходят Басовские чтения. Колачевский отметил и «издательские проекты»: книга к 100-летию — «по сути сборник его трудов». Также был снят фильм ФИАН к 100-летию Басова: «Очень трогательный. В нем важная фигура его вдовы, Ксении Тихоновны», — она же и передала многие материалы из личного архива в том числе для выставки. Колачевский проанонсировал и мемориальную доску памяти Басова, которая должна открыться в ФИАН в 2023 году.

Михаил Швыдкой, специальный представитель по международному культурному сотрудничеству, отметил: «Выдающиеся достижения науки в 1960-е сопряжены с достижениями в искусстве», — а «невероятное» общественное внимание к науке, триггер и толчок к тому, что в институты приходили молодые ученые, — могло создаваться даже поэтами. Швыдкой прочитал: «У Слуцкого вот: “Что-то физики в почете. // Что-то лирики в загоне. // Дело не в сухом расчете, // Дело в мировом законе”», — и подобные выставки обращены не столько в прошлое, сколько «дают импульс для будущего, для молодых». Одновременно Швыдкой отметил: судьба Басова примечательна для подобных мероприятий. По сути, это — «судьба социального лифта», когда этим лифтом становится наука.

Владимир Шевченко, ректор МИФИ, подчеркнул: сам Басов вспоминал, что очень большую роль в его становлении как ученого сыграла его тетя, которая была школьным учителем физики. «Нобелевские премии начинают создаваться еще в школе», — поэтому, как отметил Шевченко, важно поддерживать школьных учителей-преподавателей физики.

«Басов же как ученый повлиял на экономику», — многие достижения, подчеркнул Шевченко, которые только сейчас начинают подтверждаться экспериментально, начались с Басова. Выпускники МИФИ и члены научной школы Басова «вносят свой вклад»: развитие технологий приводит к новым открытиям, которые раньше технически были невозможны. Юрий Батурин позже рассказал, что Басов не делил физиков стереотипно на теоретиков и экспериментаторов. «У него было свое деление» на две группы: одни физики работают над новыми идеями и ставят по ним эксперименты, а вторая группа — и физиков, и теоретиков — работает над приборами и техникой для первых.

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов отметил два момента, которые привели ко взлету науки в 1960-е годы: высокий уровень школьного физического образования — «сеть физмат классов» — и популяризация научных знаний среди тех, кто профессионально не связан с наукой. «Ученые отдавали этому время», — Ливанов отметил, что Николай Басов был членом редколлегии журнала «Квант» и редактором журнала «Природа». Поддержка науки, по словам Ливанова, должна сопровождаться и развитием профильного школьного образования, и расширением системы популяризации научных знаний.

Замглавы Росархива Андрей Юрасов подчеркнул, что 100-летие Басова стало хорошим поводом для разговора о науке и истории о науке. «Никакая история не может быть без архива», — Юрасов рассказал о серии публикаций Росархива, посвященных космической отрасли. Также он поведал и о публикациях об отношениях АН СССР И ЦК компартии, о проблеме взаимоотношений науки и власти. А к юбилею Басова Росархив совместно с коллегами подготовил интернет-проект, который представляет Басова как и научного, и общественного, и партийного деятеля. В рамках проекта представлены документы вплоть до школьных аттестатов будущего лауреата Нобелевской премии.

Автор: Александра Абанькова

Автор:Indicator.Ru