Опубликовано 10 мая 2018, 12:21

На окраине Солнечной системы найден астероид-изгой

Астероид из пояса Койпера в представлении художника

© ESO/M. Kornmesser

Астрономы при помощи телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) обнаружили за орбитой Нептуна пережиток ранней Солнечной системы. Это тело когда-то находилось в ближнем поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера, но затем было выброшено на миллиарды километров дальше от Солнца. Результаты исследования опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

В ранний период существования Солнечной системы вдоль ее радиуса активно переносилось вещество. В частности, сформировавшись, первичные газовые гиганты начали забрасывать пролетавшие близко тела на далекие орбиты. Теоретические модели предсказывают, что в области пояса Койпера за орбитой Нептуна должна находиться небольшая доля каменных тел C-типа (углеродных) — самого распространенного типа астероидов, на который приходится примерно 3/4 всех известных подобных объектов.

В новой статье международный коллектив астрономов впервые представил убедительные наблюдательные указания на то, что такой астероид действительно существует. Серия наблюдений на телескопах VLT (Very Large Telescope, Очень большой телескоп) в Чили позволила установить химический состав аномального для пояса Койпера тела 2004 EW95, подтвердив, что это астероид C-типа. Изначально этот объект был открыт при помощи космического телескопа Hubble. Он выделялся среди прочих тел на таких орбитах спектром отраженного света — в отличие от характерных для местных тел спектров с небольшим количеством деталей, отраженный от 2004 EW95свет был очень «подробный» и указывал на химический состав.

Наблюдения были осложнены небольшим размером (всего примерно 300 километров) и огромным расстоянием в четыре миллиарда километров. Также у 2004 EW95 небольшое альбедо, то есть он отражает малую часть света и выглядит темно-серым. В результате исследования астрономы смогли обнаружить в спектре отраженного света линии оксидов железа и листовых силикатов — веществ, существование которых никогда раньше не было убедительно продемонстрировано ни в одном объекте пояса Койпера. Астрономы называют обнаружение подобного тела ключевым подтверждением моделей динамики ранней Солнечной системы.