Опубликовано 16 мая 2020, 17:49

Астрономы «застали» галактику за изменением типа ядра

© NGC 3516

Наблюдения активного ядра галактики NGC 3516 показали, что сейчас этот объект находится на стадии изменения типа активного ядра.Это открытие может оказаться важным для физики ядер галактик. Статья принята к публикации в журнале Astronomy and Astrophysics, ее препринт доступен на arXiv.

NGC 3516 – это первая известная нам галактика, активное ядро которой меняло свой спектральный тип. Это поставило серьезную проблему для классификации ядер галактик, основывавшейся на линиях эмиссионного спектра.

Эта галактика за время наблюдений уже несколько раз меняла тип. В 2014 году для этого объекта было зафиксировано последнее изменение типа, с тех пор NGC 3516 находилась в состоянии очень низкой активности.

«Наши фотометрические и спектроскопические наблюдения показывают, что NGC 3516 находится в переходной фазе, готовится сменить тип, — комментирует руководитель исследования, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Виктор Окнянский. — Исследование объектов, меняющих тип, очень важно для понимания физики и эволюции активных ядер галактик, которые по современным представлениям являются сверхмассивными аккрецирующими черными дырами. Изменения типа могут быть связаны с переменным поглощением и переменным темпом аккреции на черную дыру. Общепринятого объяснения этим явлениям в настоящее время не существует. Полученные данные позволяют исследовать кинематику газовых облаков вокруг черной дыры и проверять существующие модели».

Астрономы наблюдают за NGC 3516 на Крымской астрономической станции ГАИШ МГУ уже десятки лет. Новый уровень наблюдений начался после введения на Кавказской горной обсерватории (КГО) ГАИШ МГУ нового автоматического 60-сантиметрового телескопа, управляемого из Москвы, в 2019 году.

В конце ноября прошлого года ученые зафиксировали вспышку в объекте, после чего подключили к наблюдениям 2,5-метровый телескоп КГО для проведения спектрального мониторинга. На первых же полученных спектрах было обнаружено усиление широких эмиссионных линий — свидетельство меняющейся активности объекта.