Опубликовано 26 января 2017, 18:31

Уточненное значение постоянной Хаббла может привести к пересмотру модели Вселенной

© NASA, ESA, Suyu (Max Planck Institute for Astrophysics), Auger (University of Cambridge)

Астрономы из Института астрофизики Общества Макса Планка и коллаборации H0LiCOW воспользовались телескопом Hubble и другими космическими и наземными телескопами, чтобы провести независимое измерение постоянной Хаббла. Результаты их работы описаны в статье, принятой к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Кратко с ними можно ознакомиться на сайте NASA.

Новое измерение в точности совпадает с более ранними измерениями, проведенными с помощью Hubble (с использованием цефеид и сверхновых как точек отсчета в ближней Вселенной), однако значительно отличается от значений, полученных путем наблюдений за реликтовым излучением инструментами спутника Planck. В то время как измерения Planck хорошо подходят общепринятому пониманию устройства Вселенной, измерения для ближней Вселенной в значительной мере ему противоречат.

В последнем исследовании ученые наблюдали квазары путем гравитационного линзирования. Галактики, расположенные между Землей и наблюдаемым объектом, искажают изображение этих объектов. Так как эти «линзы» неидеальны, свету квазаров приходится проходить немного различные расстояния. А благодаря периодическим изменениям светимости астрономы могут измерять «запаздывания» света и по ним вычислять постоянную Хаббла.

«Уточненное значение постоянной Хаббла очень важно для современной астрономии, так как оно может подтвердить, что наша модель Вселенной, состоящая из темной энергии, темной материи и обычной материи, верна, или мы что-то упускаем», — рассказал один из авторов исследования, профессор Мюнхенского технического университета Шерри Суюй. По его словам, современные методы позволяют проводить измерения с такой точностью, что расхождения данных могут подтолкнуть к корректировке теории.