Опубликовано 19 октября 2016, 17:49

Астрономы получили снимки звезды-вулкана с беспрецедентным разрешением

© ESO

Астрономы Южной Европейской обсерватории (ESO) получили уникальные снимки Эты Киля. Самая неспокойная звезда в нашей галактике показала бушующие звездные ветры, и одновременно с этим ученые снова испытали относительно новую астрономическую технологию. Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Эта Киля представляет собой две гигантские звезды, вращающиеся вокруг общего центра масс с периодом в пять с половиной лет. Одна из этих звезд принадлежит к очень редкому классу LBV (большим голубым переменным звездам). Такие звезды весят около сотни масс Солнца, живут не более нескольких миллионов лет и имеют очень неспокойный характер. Поэтому их прямое наблюдение очень важно. По подсчетам, в нашей галактике их не более нескольких десятков (до недавнего времени было известно всего три — Эта Киля, P Лебедя и AG Киля).

Даже в той галактике, в которой их искать удобнее всего, — в M33, которую мы видим «плашмя», а не с ребра, как многие спиральные галактики, или под углом — таких звезд до недавнего времени было известно только пять, и все они были открыты знаменитым астрономом Эдвином Хабблом. Еще несколько LBV в галактике M33 открыли российские астрономы Сергей Фабрика, Ольга Шолухова и Азамат Валеев из Специальной астрофизической обсерватории РАН.

Эта Киля плотно скрыта от наблюдений с Земли: при невероятной яркости (расчеты показывают, что с расстояния около 30 световых лет она сияла бы на нашем небе, как полная Луна), она укрыта от нас плотным облаком выбросов — туманностью Гомункулус. В 1830-х годах звезда вспыхнула, увеличив свой блеск ровно в 100 раз, выбросив много вещества. Однако это не была вспышка сверхновой: звезда продолжала существовать.

Для того чтобы рассмотреть в деталях Эту Киля, астрономы ESO воспользовались cамым крупным оптическим инструментом, который есть в распоряжении современной астрономии: интерферометром VLTI обсерватории Параналь.

Обычно Очень Большой Телескоп (Very Large Telescope, VLT) представляет собой четыре самостоятельных 8,2-метровых и четыре вспомогательных 1,3-метровых телескопа. Но иногда они могут работать вместе, синтезируя полученный со всех телескопов сигнал. Для наблюдения Эты Киля астрономы разнесли вспомогательные телескопы по площадке обсерватории так, чтобы общий сигнал интерферометра соответствовал по разрешающей способности телескопу с диаметром зеркала в 80 метров.

В результате ученые получили изображение бурлящей звезды и звездных ветров в двойной системе с беспрецедентным разрешением. Впервые стала видна область между двумя компонентами звездной системы и сталкивающиеся в ней звездные ветры — со скоростями около 270 километров в секунду.