Опубликовано 15 ноября 2016, 09:56

Астрономы приблизились к разгадке возникновения быстрых радиоимпульсов

© U Harvard/Wikipedia Commons

Ученые из Университета штата Пенсильвания обнаружили выброс гамма-излучения, который произошел в том же месте и в то же время, что и быстрые радиоимпульсы. О своем открытии они написали в журнале The Astrophysical Journal Letters, статью из которого можно прочитать на сайте препринтов arXiv.org.

Быстрые радиоимпульсы (FRBs, fast radio bursts) — это единичные высокоэнергетические радиоимпульсы длительностью несколько миллисекунд, предположительно исходящие из космоса. Их можно увидеть только через радиотелескопы, к тому же необходимо, чтобы телескоп был направлен на определенное место в определенное время. Ученые определили, что каждый день активность проявляют около двух тысяч таких радиоимпульсов, однако за все это время было зафиксировано лишь 17 случаев (данные на февраль 2016 года). Источник этих импульсов неизвестен, и ученые пытались «поймать» FRBs, используя остальную часть спектра электромагнитного излучения.

4 ноября 2013 года по счастливой случайности спутник Swift, летящий по орбите Земли, был направлен на тот же участок неба, что и радиотелескоп в обсерватории Паркса (Австралия). В этот день телескоп зафиксировал быстрый радиоимпульс. Позже ученые обнаружили, что спутник зафиксировал выброс гамма-излучения в том же месте в то же время. Излучение длилось от двух до шести минут (намного дольше, чем сам радиоимпульс), было намного ярче, чем ожидали ученые, и в миллиард раз сильнее, чем радио-излучение.

Ученые и раньше предполагали, что радиоимпульсы вырабатывают гамма-излучение, однако доказательств не было. Существовало две гипотезы о том, как радиоимпульсы продуцируют гамма-излучение. Первая гласит, что радиоимпульсы вызваны вспышками на магнетаре (нейтронной звезде с сильным магнитным полем). Согласно второй, радиоимпульсы возникают при образовании черной дыры от столкновения двух нейронных звезд. После данного открытия ученые склоняются ко второй версии, но не исключают и третью: быстрые радиоимпульсы могут быть связаны с деятельностью некоторых типов сверхновых или же с расширением сверхмассивной черной дыры.

Следующей целью ученых является найти свидетельства существования радиоимпульсов и в других частях спектра электромагнитного излучения. Они также не исключают, что существует несколько типов быстрых радиоимпульсов.