Опубликовано 08 июля 2018, 18:13

Находка потерянных барионов, темного вещества и пицца от физика-гурмана

Самые интересные научные статьи по астрономии за июнь
Находка потерянных барионов, темного вещества и пицца от физика-гурмана

© Max Pixel

Как проверяют общую теорию относительности с помощью гравитационного линзирования, как рассказывают о специальной теории относительности с помощью шлема виртуальной реальности, как нашли потерянные барионы и темное вещество в уже не столь далекой галактике и как в обзоре оказались пицца и китайская кухня? На все эти «как» в свежем астрообзоре ответит доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов.

Хотя для многих главным событием июня останется чемпионат мира по футболу, в астрофизике тоже было сделано кое-что интересное. Раз чемпионат у нас мировой, то и обзор начнем глобально — с вселенских результатов. В таком большом масштабе все во Вселенной управляется гравитацией, поэтому, с одной стороны, для космологии важно знать, как гравитация работает, с другой, космологические данные можно использовать для того, чтобы проверить предсказания теорий тяготения.

Наблюдения сильного гравитационного линзирования для достаточно хорошо изученных источников могут служить проверкой для общей теории относительности (ОТО). Проанализировав такие данные, астрономы могут измерить параметр гамма (он выражает величину кривизны пространства, которую производит единичная масса, — прим. Indicator.Ru) на больших масштабах, например, в масштабах галактик. Этим и воспользовались авторы загруженной 21 июня статьи.

Дело в том, что важно измерять этот параметр не только в Солнечной системе или, скажем, в двойных пульсарах. Согласно некоторым альтернативным моделям, гамма варьируется в зависимости от масштаба, так что измерение параметра для внегалактических источников весьма актуально. Метод применяется не впервые, но в этот раз заметно повысилась его точность. Данные и анализ показали, что параметр (в пределах ошибок) соответствует значению в ОТО. В ходе работы астрономы проверили масштабы порядка килопарсека, то есть тысячи световых лет. Соответственно, при этом ученые смогли отбросить некоторые альтернативные модели. Если вас эта тема серьезно заинтересовала, то в июне в Архиве появился большой обзор, целиком посвященный проверкам предсказаний теорий гравитации в космологии.

Кадр из фильма «Капитан Эйнштейн», который нужно смотреть в шлеме виртуальной реальности. Об этом фильме читайте дальше

© Karel Van Acoleyen and Jos Van Doorsselaere

Кстати, раз уж речь зашла о сложных современных теориях вообще и теориях гравитации в частности, то обратим внимание на любопытную заметку, появившуюся в Архиве 25 июня. В ней авторы сосредоточились на интересном вопросе: некоторые физические теории делают предсказания, которые невозможно проверить. Они рассуждают, что с этой ситуацией нужно делать. В частности, рассуждение выходит на некоторые проблемы в квантовой гравитации, где в качестве предсказаний теории могут выступать величины, не поддающиеся точному прямому расчету, а потому непонятно, как их сравнивать с наблюдениями.

Еще одна важная статья связана с почти темным, но совершенно нормальным веществом. В течение длительного времени в астрофизике существовала так называемая проблема потерянных барионов. Подавляющее большинство ученых считало ее до некоторой степени технической. Теория предсказывала, что заметная доля барионного вещества должна находиться в волокнистой структуре в виде горячего газа. Такой газ очень трудно наблюдать как по собственному его излучению (газ недостаточно горячий), так и на просвет, по деталям в спектре. Авторы загруженной 21 июня статьи обнаружили стабильные абсорбционные детали, связанные с сильно ионизованным кислородом, в очень качественном рентгеновском спектре достаточно далекого квазара. Они связывают эти детали с горячим газом в филаментарной (волокнистой) структуре. Именно там и должно было прятаться недостающее барионное вещество. Из этого авторы делают вывод, что потерянные барионы найдены.

В июне случилась еще одна важная находка: космологи нашли потерянное в одной галактике темное вещество. Некоторое время назад большой ажиотаж вызвала статья, в которой говорилось о том, что галактика NGC1052-DF2 по всей видимости не содержит темного вещества. В опубликованной в Nature статье авторы пересматривают некоторые данные. В первую очередь речь идет о расстоянии до галактики. В первой работе его приняли равным примерно 20 Мпк. Разумеется, это не просто «принятое расстояние», это оценка, сделанная на основании некоторого анализа.

Галактика NGC1052-DF2