Опубликовано 08 сентября 2020, 10:30
2 мин.

Российские астрономы открыли белый карлик с необычными свойствами

Белый карлик в представлении художника

© Miriam Nielsen

Группа исследователей из Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ открыла и исследовала горячий быстровращающийся белый карлик рекордно большой массы. Вероятно, этот объект образовался в результате слияния двух небольших белых карликов. Результаты работы опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters.

Комплексный анализ данных обзоров неба на разных длинах волн позволяет обнаружить ранее неизвестные астрономические объекты с параметрами, иногда значительно отличающимися от средних. Такие источники представляют наибольший интерес для физики и эволюции небесных тел. Астрономы ГАИШ МГУ тщательно проанализировали данные звездных каталогов GAIA и PAN-STARRS для поиска тусклых, но горячих объектов в непосредственной близости от Солнечной системы. Им удалось обнаружить необычно горячий белый карлик WD1832+089 с температурой в несколько десятков тысяч градусов, что втрое выше температуры большинства известных звезд этого типа. Более детальное наблюдение этого объекта проводилось на новых 2,5-метровом и 0,6-метровом телескопах Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ весной 2020 года.

Полученные фотометрические данные и спектры позволили уточнить физические характеристики белого карлика. Оказалось, что его атмосфера, состоящая из гелия и водорода, нагрета примерно до 31 тысячи кельвинов, а его масса составляет 1,33 от массы Солнца, что всего лишь на 3% ниже предельно возможной массы для белого карлика. Кроме того, звезда вращается с очень большой скоростью — при радиусе в несколько тысяч километров период его осевого вращения составляет чуть меньше шести минут. Большую массу и быстрое вращение этого объекта можно объяснить тем, что он образовался в результате слияния двух менее массивных белых карликов примерно 300 миллионов лет назад.

«Планируется дальнейшее исследование этого объекта, оно будет важно для изучения процесса слияния двойных белых карликов и условий, которые могут привести при слиянии к взрыву термоядерной сверхновой звезды типа Ia. Такие сверхновые являются основным поставщиком элементов группы железа во Вселенной. Они также играют большую роль в современной космологии, так как мощность их излучения используется в качестве “стандартных свечей”, по которым измеряется скорость расширения Вселенной», — рассказал один из исследователей, заместитель директора ГАИШ МГУ Александр Белинский.