Опубликовано 05 августа 2020, 19:39

Богатую кальцием сверхновую впервые изучили в рентгеновском диапазоне

© Aaron M. Geller/Northwestern University

Исследователи впервые смогли получить снимок редкой сверхновой в рентгеновском диапазоне длин волн. Посвященная открытию статья опубликована в The Astrophysical Journal, полностью ознакомиться с ней можно на сайте препринтов arXiv.org.

Половина всего кальция во Вселенной, включая содержащийся в наших костях и зубах, произошла в результате взрывов сверхновых. Однако такие события, называемые богатыми кальцием сверхновыми, происходят очень редко. До сих пор астрономам было мало известно об этих событиях, а значит, и о механизме образования кальция во Вселенной.

В новой работе ученые из 15 стран представили анализ сверхновой SN2019ehk, которую в 2019 году зафиксировал американский астроном-любитель. Этот довольно яркий объект находится в галактике M100 в 55 миллионах световых лет от Земли. Уже через десять часов после его обнаружения исследователи из множества стран направили свои телескопы в стороны галактики, чтобы собрать как можно больше данных о яркой вспышке сверхновой.

Космическая обсерватория Swift также фиксировала поток рентгеновского излучения от объекта в течение пяти дней, после чего его интенсивность сошла на нет. Сначала исследователи и не предполагали, что смогут получить рентгеновское изображение сверхновой. Однако тщательный анализ данных показал, что именно SN2019ehk была источником рентгеновской вспышки, обнаруженной Swift.

Проанализировав спектр взрыва, исследователи пришли к выводу, что этот объект имеет значительное количество кальция — больше, чем когда-либо удавалось наблюдать астрофизикам. По словам ученых, до сих пор не было теории, которая предсказывала бы интенсивность рентгеновского излучения от богатых кальцием сверхновых. Поэтому авторы открытия и не ожидали увидеть след от события в этом диапазоне длин волн.

По мнению исследователей, столь сильная светимость SN2019ehk может рассказать об эволюции сверхновой. Ученые предполагают, что звезда — вероятнее всего, белый карлик — на финальных стадиях свой эволюции сбросила свою внешнюю оболочку. Когда тело взорвалось, его вещество столкнулось с остатками оболочки, что и вызвало рентгеновскую вспышку и реакцию, в ходе которой образовался кальций.