Опубликовано 19 ноября 2018, 13:43

Создана модель черной дыры в виртуальной реальности

Модель черной дыры

© J.Davelaar/Radboud University

Астрофизики создали полноценную и реалистичную модель черной дыры в виртуальной реальности. Для примера они показали, как будет двигаться газ вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути с учетом всех законов физики. Результаты работы опубликованы в журнале Computational Astrophysics and Cosmology.

Черные дыры — это последний этап эволюции массивных звезд. Гравитация, которая управляет движением материи около них, настолько велика, что изменяет и течение времени. В связи с этим процессы около таких тел моделировать очень трудно, так как при этом нужно одновременно учитывать уравнения общей теории относительности и магнитогидродинамики.

В новой работе астрофизики использовали самые последние наблюдательные данные о сверхмассивной дыре в центре Млечного Пути, Стрельце A, чтобы получить трехмерное видео о том, как на нее падает вещество. Созданная модель позволяет наблюдать за процессом с любого угла, в разных длинах волн и с разных расстояний. Благодаря полноценному использованию физических уравнений ученые смогли добиться, чтобы многие эффекты, такие как доплеровское усиление, геометрические искажения от гравитационного поля и релятивистское красное смещение, отображались максимально верно.

«Наше моделирование — один из наиболее реалистичных взглядов на непосредственное окружение черной дыры. Оно поможет лучше понять поведение подобных объектов, — уверен ведущий автор статьи Йорди Давелар из Университета Неймегена (Нидерланды). — Путешествие к черным дырам в течение нашей жизни невозможно, поэтому подобные визуализации с эффектом погружения могут помочь нам больше узнать об этих системах, находясь на Земле».

Авторы считают, что подобные работы могут стать незаменимым инструментом при рассказах о достижениях современной науки широкой публике, в частности детям. При этом и сами ученые узнают много нового, ведь подобные модели позволяют воспроизвести целостную картину процессов намного точнее, чем можно представить в голове.