Опубликовано 06 апреля 2018, 11:21

Черные дыры превратили в музыкальный инструмент

© NASA/Indicator.Ru

Астрофизики создали программное обеспечение для того, чтобы превратить гравитационные волны от слияния черных дыр в музыку. Так как гравитационный сигнал намного сложнее звукового, то его можно превращать сразу в аккорды, поэтому авторы сравнивают свою систему с карильоном — музыкальным инструментом из набора колоколов и рычагов, при нажатии на которые издается сразу несколько звуков. Препринт статьи опубликован на сайте arXiv.org, программа выложена в репозиторий GitHub.

Развитие астрофизических инструментов позволило в последние годы зарегистрировать гравитационные волны от слияния черных дыр и даже один раз от слияния нейтронных звезд. Такие волны можно сравнить со звуком, причем если последний распространяет в воздухе или конденсированной среде, то гравитационные волны — это колебания самого пространства-времени и намного более сложны по своей природе. Несмотря на колоссальные масштабы, массы и энергии сливающихся черных дыр, частоты порождаемых ими волн находились бы в слышимом человеком диапазоне, если бы были звуком. Для этого также нужно было бы их значительно усилить, ведь амплитуда возмущений метрики пространства-времени чрезвычайно мала.

В новой работе астрофизики предлагают способ, который позволит отображать волны с различными параметрами на 88 частот, характерных для пианино. Они сравнивают это с карильоном, в котором управление каждым колоколом через систему рычагов переводится на специальную клавиатуру. «Звон» черных дыр в существенной степени определяется двумя параметрами: массой и угловой скоростью вращения. Первая величина определяет основной тон, а вторая — добротность, то есть скорость затухания звука после возбуждения черной дыры. Сами возбуждения черных дыр представляются в виде сферических гармоник — двумерных полиномов на сфере. Так как теория колебаний горизонта событий сложна, то подходящие формулы получены только для начальных мод. В своей работе авторы рассматривают колебания до пятой гармоники и до второго обертона.

Карильон в мюнхенском парке