Опубликовано 25 мая 2018, 18:04

Телескопы всего мира разглядели светящийся «бублик» вокруг черной дыры

© NASA/JLP-Caltech

Ученые объединили усилия несколько радиотелескопов и смогли изучить область рядом с черной дырой в центре нашей Галактики почти до ее формальной поверхности — горизонта событий. Астрономы считают, что вокруг центрального объекта существует светящийся «бублик», хотя и другие объяснения этого факта пока не могут исключить. Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal.

Черные дыры — это области пространства-времени, чтобы покинуть которые нужно достичь сверхсветовой скорости. Так как согласно теории относительности это невозможно, то тела с такой мощной гравитацией оказываются черными, ведь даже свет не может отдалиться на бесконечное расстояние от них. Поэтому ясно, что «увидеть» черную дыру в прямом смысле нельзя, но можно увидеть ее «тень», то есть некоторую темную область, если на фоне есть излучение. Больше всего для этого подходит радиодиапазон электромагнитного излучения, ведь в нем удается достичь рекордного углового разрешения.

Астрономы со всего мира несколько лет назад начали готовить проект Event Horizon Telescope (Телескоп горизонта событий), который представляет собой совокупность радиотелескопов по всей Земле, работающих вместе в режиме интерферометра. Такая система должна увидеть тень подходящей черной дыры, например, Стрелец A*, то есть центрального объекта Млечного Пути. Первые научные данные от этой глобальной инициативы ожидаются к концу 2019 года.

В новой работе ученые описывают результаты наблюдения на части системы, к которой впервые подключился телескоп APEX (Atacama Pathfinder Experiment) в Чили. Это позволило увеличить максимальный размер базы интерферометра почти в два раза. Эти наблюдения достигли пространственного разрешения примерно 36 миллионов километров, что соответствует трем радиусам Шварцшильда (горизонта событий) для данной черной дыры. «Мы начали понимать, как на самом деле могут выглядеть структуры из горячего газа на масштабе горизонта, а не просто делать общие заключения на основе видимости», — говорит Ру-Сен Лу из Института радиоастрономии Общества Макса Планка в Германии.

Схема наблюдения за черной дырой