Опубликовано 08 октября 2018, 14:11

Старейшая новая звезда оказалась не новой

© Mark Garlick/University of Warwick

Известная с 1670 года новая звезда оказалась не новой, а столкновением коричневого и белого карликов. Об этом узнали астрономы из Великобритании, США, Польши и ЮАР, которые зарегистрировали слияние при помощи данных обсерватории ALMA, работающей в миллиметровом диапазоне радиоволн. О своем открытии исследователи сообщили в статье, опубликованной в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Термин «новая звезда» предложил датский астроном XVI века Тихо Браге, который наблюдал вспышку, возникшую на месте, где раньше разглядеть звезду не позволяли приборы того времени. Хотя объект SN 1572 из созвездия Кассиопеи, который видел Браге, на самом деле был сверхновой, до 1930 года эти термины считались почти синонимами. Сейчас новыми называют вспышки от близко расположенных двойных звезд, двух красных карликов или от белого карлика и звезды. Сверхновой становится звезда, выделяющая гораздо больше энергии. Часто белые карлики или участвуют в образовании таких явлений, или сами возникают из-за них. Фактически это означает, что новым такой объект выглядит для наблюдателя, тогда как на самом деле подобные события характерны для поздних стадий эволюции звезд.

Новая CK Лисички была открыта в 1670 году независимо картезианским монахом Антельмом Вуатюре и (через месяц) польским астрономом Яном Гевелием. Ее можно было наблюдать два года, после чего остаток новой — облака пыли и газа в виде песочных часов — удалось обнаружить только в 1982 году.

Остатки новой CK Лисички