Опубликовано 11 июля 2019, 19:49

Астрономы зафиксировали две сливающиеся черные дыры

© NASA Goddard/YouTube

Пара сверхмассивных черных на пути к столкновению друг с другом дыр была зафиксирована космическим телескопом Hubble. О находке ученые сообщили на страницах The Astrophysical Journal Letters.

Сверхмассивные черные дыры несут массу от 105—1011 масс Солнца (которое, к слову, весит 1,989 1030 кг). Черные дыры среднего размера — как гиперсветящийся источник рентгеновского излучения номер один HLX-1 — весят от 9 до 90 масс Солнца. Черные дыры обнаруживают в центре многих галактик — центральную сверхмассивную черную дыру Млечного пути в 26 тыс. световых лет от Земли называют Стрелец A*.

Когда галактики сливаются, их черные дыры должны сталкиваться. Но прежде эти черные дыры обязаны потерять энергию и момент импульса. Когда в их окружении есть газ и звезды, задача становится проще — черные дыры могут просто передавать свою энергию и момент импульса окружающим объектам. Двигаясь друг к другу по спирали, они наконец достигают предела в один парсек — внесистемной единицы измерения расстояний, равной 3,2 светового года. В этот момент наступает «проблема последнего парсека»: изолированная от остальной части Вселенной система не может больше терять энергию и момент импульса. Это может продолжаться до бесконечности, одно из возможных решений — излучение гравитационных волн.

Используя изображения, полученные с космического телескопа Hubble, астрономы обнаружили квазар в сердце галактики SDSS J1010 + 1413. Объект обладает двумя мощными излучающими источниками, которые представляют собой сближающиеся черные дыры. Астрономы рассчитали, что масса каждой из черных дыр составляет свыше 800 трлн масс Солнца. Расстояние до пары — около 2,5 млрд световых лет. Примерно столько же времени черным дырам понадобится, чтобы начать создавать мощные гравитационные волны.

Оптимистический сценарий на основе полученных данных гласит, что первое обнаружение гравитационно-волнового фона от сливающихся сверхмассивных черных дыр может случиться в течение следующих пяти лет. Отсутствие находок может стать свидетельством того, что «проблема последнего парсека» непреодолима для этих двух гигантов.