Опубликовано 20 декабря 2018, 12:03

Предсказано существование экзопланет из драгоценных минералов

Экзопланета 55 Cancri e в представлении художника

© Thibaut Roger

Во Вселенной могут существовать экзопланеты, по большей части состоящие из таких драгоценных камней, как рубины и сапфиры. К такому выводу пришли астрофизики, построившие новую модель образования экзопланет, которая учитывает, как на их внутренний состав влияет расстояние от звезды, а также температура и время образования. Результаты работы опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

На Земле драгоценные камни редки и в основном спрятаны под поверхностью планеты. В космосе же могут существовать условия, благодаря которым драгоценные камни могут образовываться в больших количествах. Это зависит от того, в какой части протопланетного диска начала формироваться планета. Если это происходит на существенном расстоянии от звезды, то сначала конденсируются такие элементы, как кремний, железо и магний, в результате чего получается планета, похожая по составу на Меркурий, Венеру, Землю или Марс. Если же планета формируется рядом со звездой, в условиях намного более высоких температур, конденсироваться будут другие вещества, и состав планеты получится иной.

Авторы новой работы теоретически предсказывают, что существует особый подтип суперземель — экзопланет, которые больше Земли по размеру и массе, но достаточно похожи на нее по составу и плотности. Согласно результатам ученых, такие планеты должны образовываться очень близко к своей звезде, а в наибольшей степени отличаться будут центральные области: вместо железа там будет много кальция и алюминия. Их мантия может состоять из корунда — кристаллического оксида алюминия, разновидностями которого являются рубины и сапфиры.

Авторы исследования из Швейцарии и Великобритании также выделили три известных экзопланеты, которые могут относиться к этому классу: HD 219134 b, расположенная на расстоянии в 21 световой год; 55 Cancri e — на расстоянии в 41 световой год; WASP-47 e — на расстоянии в 870 световых лет. Период обращения первой составляет три дня, а второй и третьей — 18 часов.

Согласно результатам численного моделирования, у таких планет не должно быть ядра в обычном смысле. Вследствие этого у них не должно быть магнитных полей, по крайней мере похожих на земное. Средняя плотность таких тел должна оказаться на 10—20% меньше земной. Это отличие заметно, но вероятность ошибки определения параметров известных экзопланет все еще велика, что пока не позволяет в точности проверить предсказания новой модели.