Опубликовано 14 декабря 2018, 19:02

Найдена рекордно быстро испаряющаяся планета

Планета GJ 3470b в представлении художника

© D.Player/NASA/ESA

Астрономы нашли планету GJ 3470b, которая теряет массу из-за того, что ее родительская звезда излучает с наивысшим известным темпом. По этому параметру она превзошла предыдущего рекордсмена, GJ 436b, в 100 раз. Результаты опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

К сегодняшнему дню астрономы обнаружили свыше трех тысяч экзопланет, то есть компактных газовых или каменистых тел на орбитах у других звезд. Имеющаяся статистика позволяет выделить три группы таких объектов: одни по размеру сравнимы с Землей, вторые — с Нептуном, третьи — с Юпитером. Экзопланеты первого и третьего типа встречаются как близко к родительской звезде, иногда в разы ближе, чем Меркурий расположен от Солнца, но объекты второго типа встречаются близко к звездам исключительно редко. Соответствующая область на диаграмме размеров планет и расстояний от звезды получила название «Пустыни горячих нептунов».

В новой работе астрономы описывают наблюдения экзопланеты GJ 3470b, которую можно назвать теплым нептуном, так как она находится вблизи границы Пустыни. Данные космического телескопа Hubble позволили найти следы облака газа, которое сформировал истекающий с планеты водород. По оценкам ученых, планете около 2 миллиардов лет, причем за это время она потеряла уже около трети изначальной массы. Ученые считают, что это подтверждает гипотезу о том, что горячих нептунов так мало, потому что срок их жизни сильно ограничен, так как после достаточной потери массы они превращаются в планеты других типов.

«Я думаю, это первый столь драматичный случай в области исследований эволюции планет, — говорит соавтор работы Венсан Бурье из Женевского университета (Швейцария). — Это один из наиболее экстремальных примеров планет, испытывающих существенную потерю массы в течение жизни. Сравнимый с общей массой темп потерь дополняет наши знания о происхождении и судьбе близко расположенных к звездам планет».