Опубликовано 15 ноября 2018, 15:32

У ближайшей одиночной звезды нашли экзопланету

Поверхность экзопланеты у звезды Барнарда в представлении художника

© M. Kornmesser/ESO

Астрономы обнаружили у звезды Барнарда экзопланету, относящуюся к классу суперземель. Это вторая по близости к Земле экзопланета, а сама родительская звезда интересна тем, что движется по небу быстрее остальных известных светил (за исключением Солнца). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Звезда Барнарда относится к типу красных карликов и обладает наибольшей скоростью углового перемещения по небу, то есть для наблюдателя на Земле она движется быстрее всех остальных звезд, кроме Солнца. Это ближайшая к нам одиночная звезда: она находится на расстоянии 1,8 парсека от нашей планеты. Ближе нее только тройная система Альфа Центавра, около одного из компонентов которой, Проксимы Центавра, была найдена ближайшая к Земле экзопланета.

Близость звезды Барнадра и то, что это один из наименее активных красных карликов, уже вызвали интерес астрономов с точки зрения поиска экзопланет, однако по результатам всех предыдущих исследований астрономы не смогли найти у этой звезды подобных объектов. В новой работе ученые скомбинировали множество высокоточных наблюдений и смогли обнаружить периодические колебания лучевой скорости звезды с периодом в 233 дня. Наиболее правдоподобно эти данные объясняет версия, согласно которой на границе снеговой линии звезды существует холодная экзопланета. (Снеговая линия звезды — это такое расстояние от светила, где температура достаточно низка для того, чтобы такие соединения, как аммиак, метан и углекислый газ, могли конденсироваться). Эта планета должна получать примерно в 50 раз меньше энергии, чем Земля от Солнца.

«После очень тщательного анализа мы на 99% уверены, что открыли планету, — говорит ведущий ученый группы, Игнаси Рибас из Института космических исследований Каталонии и Института наук о космосе Испании (CSIC). — Однако мы продолжим наблюдать за этой звездой, чтобы исключить возможные, хоть и крайне маловероятные, естественные изменения ее яркости, которые можно было бы ошибочно интерпретировать как влияние планеты».