Опубликовано 11 ноября 2018, 13:39

В Млечном Пути нашли две планеты без звезд

© ESO

Астрономы обнаружили два объекта, которые могут оказаться межзвездными планетами. Так называют тела, чья масса сравнима с массой планеты, но которые при этом не вращаются вокруг звезды. По некоторым оценкам, таких объектов может быть сотни раз больше, чем звезд в Галактике, но из-за слишком слабого собственного излучения их очень трудно обнаружить. Результаты работы опубликованы на сервере arXiv.org.

Планеты формируются в протопланетных дисках вокруг молодых звезд. Подобные структуры и зарождающиеся в них тела уже известны астрономам. Однако вследствие воздействия гравитационных сил в некоторых случаях они могут покидать родную систему и пускаться с свободное путешествие. Так как в их недрах, в отличие от звезд, не протекают ядерные реакции, то они достаточно быстро остывают и излучают очень мало света. Некоторые оценки указывают, что на каждую звезду в нашей Галактике может приходится до нескольких тысяч таких планет, но сейчас известно всего несколько кандидатов в эти объекты.

В новой работе польские астрономы описывают, как они нашли еще два надежных кандидата в такие объекты при помощи метода гравитационного микролинзирования. Этот эффект наблюдается, когда планета проходит вблизи направления на какой-нибудь источник света, например, звезду. В таком случае свет искажается из-за гравитации планеты, что приводит к кратковременному изменению яркости светила. Так как расстояние до планет неизвестны, то в оценках их параметров часто встречаются большие ошибки. Так, масса одной из планет оценивается в 2—20 масс Юпитера, а второй — 0,007—0,07 масс Юпитера, то есть в 2,3—23 раза массивнее Земли.

Новые объекты пополнили собой список вероятных планет-сирот, но до полноценного понимания их природы пока еще далеко. Для получения новой информации о планетах этого типа нужны новые крупномасштабные обзоры звезд Галактики, которые позволят набрать намного больше статистики по событиям микролинзирования.