Опубликовано 27 мая 2019, 11:02

Электроны солнечной короны повторно ускоряются вблизи магнитного нуля

© Max Pixel/Indicator.Ru

Исследователи из Ирландии и Франции смоделировали колебания солнечной вспышки 18 апреля 2014 года и обнаружили источник пульсаций радиоволн. Результаты исследования опубликовали на страницах Nature Communications.

Солнечные вспышки — взрывные выделения энергии в атмосфере Солнца — один из наиболее высокоэнергетических процессов в Солнечной системе. В течение десятков минут выделяется до 1025 Дж магнитной энергии, что составляет приблизительный объем мирового потребления электроэнергии за миллион лет. Материалом для вспышки служит плазма солнечной атмосферы, частицы которой нагреты до 1 000 000 °C, ионизированы, перемещаются почти со скоростью света и излучают радиоволны. В некоторых случаях радиовсплески могут показывать периодические или квазипериодические колебания интенсивности. Однако как именно эти пульсации генерируются, все еще остается предметом дискуссий.

Исследователи изучили снимки с радиотелескопов и ультрафиолетовой камеры космической станции NASA, создали 3D-модель магнитного поля Солнца и составили трехцветную радиокарту атмосферы 18 апреля 2014 года. В этот день ученые зафиксировали солнечную вспышку, излучающую радиоволны с частотой 228 МГц и периодом в 2,3 секунды. Анализ показал, что пульсации обусловлены так называемым «колбасным» режимом магнитогидродинамических колебаний. Оказалось, что вблизи магнитного нуля электроны плазмы повторно ускоряются. Это периодическое ускорение и вызывает пульсирующее излучение частиц плазмы.

В перспективе изучение плазмы может позволить создание реакторов термоядерного синтеза, которые безопасней и эффективнее реакторов деления. Ядерный синтез объединяет атомы плазмы и порождает огромное количество энергии. Основной продукт реакции представлен инертным гелием, который наполняет летучие шарики.