Опубликовано 15 мая 2018, 11:02

Архивные данные подтвердили бьющие из Европы в космос фонтаны

Гейзер на Европе в представлении художника

© NASA/ESA/K. RETHERFORD/SWRI

Повторный анализ собранных межпланетным аппаратом Galileo почти 20 лет назад данных указал, что на спутнике Юпитера Европе есть водяные гейзеры. Эта информация дополнительно обосновывает одну из теорий строения спутника, согласно которой под ледяной корой находится океан жидкой воды. Некоторые ученые даже считают, что там может быть жизнь. Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Помимо Земли, в Солнечной системе существует еще несколько тел, которые могут быть домом для живых существ. Последнее время ученые все меньше надеются найти даже следы живой материи на ближайших к нам телах — Венере и Марсе. Однако все больше внимания уделяется ледяным спутникам планет-гигантов, таким как Европа, Ганимед и Энцелад. Рост интереса связан с однозначным обнаружением на Энцеладе криовулканизма — выбросах разнообразных газов и льдов из разломов в коре (подробнее об этом читайте в нашей заметке из цикла «Наследие Cassini»). На существенно более близкой Европе абсолютно убедительных свидетельств подобных процессов астрономы еще не нашли, хотя снимки орбитального телескопа Hubble указывают на следы от выбросов воды.

В конце 1990-х систему Юпитера исследовал зонд NASA Galileo. В декабре 1997 он подлетел к Европе наиболее близко, снизившись до 400 километров над поверхностью небесного тела. Находившиеся на борту магнетометры и датчики плазмы зафиксировали переменность сигнала. В новой работе астрономы показывают, что эти данные можно объяснить, если предположить, что с поверхности спутника примерно из того же места, куда указывал Hubble, выбрасываются струи воды. Авторы первого анализа 2001 года называют эти данные недостаточно убедительными для того, чтобы утверждать о наличии подобных струй.

Особую важность возможному наличию на Европе выбросов воды придает то, что несколько космических агентств планируют миссии, целью которых будут именно ледяные спутники Юпитера. NASA готовит аппарат Europa Clipper, на борту которого будут инструменты для анализа состава выбросов. Его запуск запланирован на 2022 год. Европейское космическое агентство (ESA) прорабатывает миссию JUICE (Jupiter Icy Moon Explorer — исследователь ледяных лун Юпитера), который будет детально исследовать Ганимед, Европу и Каллисто с малой высоты. Его запуск также назначен на 2022 год.