Опубликовано 03 февраля 2018, 18:24

Описан прибор для поиска источника гамма-всплесков

© Pxhere

Российские ученые совместно с коллегой из Южной Кореи сконструировали блок детектирования рентгеновского и гамма-излучения (БДРГ), предназначенный для мониторинга и локализации вспышек гамма-излучения астрофизического происхождения. Установленный на университетском спутнике «Ломоносов», прибор позволяет проводить исследования одних из самых загадочных и мощных по энергетике космических явлений — гамма-всплесков. Результаты работы опубликованы в журнале Space Science Reviews.

Гамма-всплеск — кратковременный (не более десятков секунд) космический выброс энергии, сопоставимой с той, что наше Солнце выделило бы за десять миллиардов лет. Столь мощное явление было открыто еще в 60-е годы прошлого века, но его механизм до сих пор не вполне ясен. Как правило, гамма-всплески испускаются на различных этапах эволюции звезд — от рождения нейтронных до гибели сверхновых.

«Суть нашей работы заключалась в создании нового прибора БДРГ, сейчас установленного на спутнике МГУ “Ломоносов”. Он служит для мониторных наблюдений космических вспышек гамма-излучения. Исследование проходило в рамках наземной экспериментальной отработки научной аппаратуры», — рассказал профессор кафедры физики космоса физического факультета МГУ и ведущий научный сотрудник лаборатории космической рентгеновской и гамма-астрономии НИИЯФ МГУ Сергей Свертилов.

На спутнике «Ломоносов» БДРГ применяется совместно с двумя другими приборами: широкоугольными оптическими камерами (ШОК) и устройством UFFO, представляющим собой УФ-оптический телескоп и рентгеновскую камеру. Их работа обеспечивает мультиволновые измерения гамма-всплесков. Сам БДРГ состоит из трех одинаковых блоков, оси которых расположены перпендикулярно относительно друг друга. Такая конструкция позволяет определять положение источника гамма-всплеска с точностью до двух градусов. Устройство каждой составляющей БДРГ включает кристалл йодида натрия или цезия с добавлением таллия, улавливающий жесткое гамма-излучение и отсекающее более мягкое фоновое и «случайное».

«В настоящее время на спутнике "Ломоносов" с помощью прибора БДРГ получена важная научная информация. В частности, удалось осуществить одновременные наблюдения в оптическом и гамма-диапазоне излучения источника всплеска. На основе разработанного прибора будет создаваться новая аппаратура для будущих космических проектов МГУ и Роскосмоса», — заключает Сергей Свертилов.