Опубликовано 09 июня 2020, 13:23

Астрономы выявили изменение формы джетов в квазарах

© Instituto de Astronomia/UNAM

Группа исследователей из России, Германии, Финляндии и США проанализировала более 300 квазаров и показала, что джеты меняют свою форму при удалении от черной дыры с параболы на конус. Результаты работы, опубликованные в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, помогут выяснить, как разгоняется вещество в квазарах.

Квазары — одни из самых ярких объектов в космосе. Это сверхмассивные черные дыры, которые притягивают к себе огромное количество газа и пыли. Квазары также являются источниками мощного магнитного поля. Когда его силовые линии вращаются, частицы ускоряются до околосветовых скоростей и могут вылетать из полюсов квазара, образуя джеты. Ранее считалось, что джеты имеют форму конусов. До сих пор исследователи находили лишь несколько исключений из этого правила.

Поддержанная грантом Российского научного фонда международная команда астрофизиков наблюдала за сотнями квазаров в течение двух десятков лет с помощью сети радиотелескопов по миру. В результате исследователи получили изображения более 300 объектов и проанализировали форму их джетов с помощью специального алгоритма. Астрономы обнаружили десять объектов, у которых параболическая форма джетов постепенно превращалась в коническую. Увидеть такое изменение ученые смогли благодаря близкому расположению объектов. Выяснилось, что все десять объектов находятся на расстоянии в сотни миллионов световых лет. Изменение формы выброса произошло на расстоянии в несколько десятков световых лет от черной дыры.

Схема плазменного джета. Если представить силовые линии магнитного поля как проволочки, торчащие из диска, а заряженные частицы — как нанизанные на них бусины, то при раскручивании диска бусины будут с ускорением подниматься вверх