Опубликовано 10 марта 2017, 10:02

Физики создали модель потоков частиц космических лучей

© geralt/Pixabay

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В. Ломоносова разработали новую модель потоков частиц галактических комических лучей, которые являются важной частью космической радиации, опасной для техники и экипажа межпланетных космических миссий. Результаты работы ученые опубликовали в журнале Journal of Geophysical Research.

Галактические космические лучи (ГКЛ) представляют собой потоки высокоэнергичных заряженных частиц (электронов, протонов и ядер химических элементов), которые варьируются от максимума к минимуму. Прогнозирование этих потоков с учетом изменения солнечной активности в течение каждого 11-летнего солнечного цикла является необходимым условием для оценки радиационной опасности при планировании будущих космических миссий, таких как пилотируемые полеты к Марсу.

«Нами была разработана новая модель потоков частиц ГКЛ, которая базируется на значительно большем объеме экспериментальных данных, полученных к настоящему времени. В качестве примера использования этой модели мы даем прогноз изменения потоков частиц ГКЛ на ближайшие 30 лет, учитывая, что существует тенденция к постепенному уменьшению амплитуды солнечной активности в последующих двух-трех 11-летних циклах», — рассказала Елена Попова, автор статьи.

Для оценки потоков в будущих космических миссиях разрабатываются количественные модели потоков частиц ГКЛ, которые основываются на постоянно пополняемом объеме экспериментальных данных, измеряемых приборами на космических аппаратах и воздушных шарах. В мировой практике первой из таких моделей, позволившей количественно связать изменение потоков частиц ГКЛ с изменением солнечной активности, была модель НИИЯФ МГУ. Ее основные положения были разработаны в 80-х годах прошлого столетия на ограниченном наборе (полученном к тому времени) экспериментальных данных и уточнялись в течение последующих лет.

«В планах использования разработанной модели лежит ее применение для оценки радиационных нагрузок в различных сценариях освоения Луны и Марса. Для этих же целей будут разрабатываться модели потоков частиц других радиационных полей в космическом пространстве (в первую очередь солнечных и аномальных космических лучей) и совершенствоваться методы прогноза солнечной активности», — заключила Попова.