Опубликовано 21 октября 2016, 20:24

Модуль Schiaparelli разбился при посадке на Марс

Место предполагаемого крушения Schiaparelli

© NASA/JPL-Caltech/MSSS

Модуль Schiaparelli разбился во время посадки на поверхность Марса. Об этом сообщается на сайте Европейского космического агентства (ЕКА).

«Аппарат разбился о поверхность Марса», — сообщил по прямой связи из центра управления полетами ЕКА в Дармштадте (Германия) руководитель программы спуска Schiaparelli Тьерри Бланкар. По словам представителя ЕКА, модуль потерпел крушение из-за того, что он достиг поверхности Марса на гораздо более высокой скорости, чем предполагалось.

Неудачную посадку Schiaparelli удалось зафиксировать благодаря фотографии американского спутника MRO (Mars Reconnaissance Orbiter), находящегося на марсианской орбите. Снимки сделаны при помощи камеры низкого разрешения, позже MRO сфотографирует место предполагаемого крушения Schiaparelli при помощи камеры HiRISE с гораздо большим разрешением — до 30 см/пиксель. Предполагается, что аппарат мог взорваться при ударе, но это будет установлено после дальнейшего анализа.

Планировалось, что модуль Schiaparelli совершит посадку на поверхность Марса в среду, 19 октября, в 17:48 по московскому времени. Однако сигнал прервался в момент спуска, сообщили ранее в ЕКА. Аппарат должен был находиться на Марсе в течение нескольких дней и передавать на Землю данные о температуре, влажности и скорости ветра на Красной планете. Помимо этого, задачей Schiaparelli была отработка ключевых моментов посадки на Марс, которые должны были быть учтены в 2020 году во время второй экспедиции на планету в поисках следов жизни.

Модуль, получивший свое название в честь итальянского астронома и исследователя Марса Джованни Скиапарелли, был создан Европейским космическим агентством. Он является частью космического аппарата российско-европейской миссии ExoMars-2016 Trace Gas Orbiter (TGO), который был запущен 14 марта 2016 года с космодрома Байконур с целью исследования атмосферы и грунта Марса.

На борту TGO расположено два российских научных прибора, ACS и FREND, которые были разработаны в Институте космических исследований (ИКИ) РАН. Спектрометрический комплекс ACS предназначен для исследования атмосферы и климата Марса, поиска малых составляющих атмосферы, в том числе метана. Нейтронный спектрометр FREND работал во время всего полета миссии ExoMars-2016 от Земли к Марсу и собирал данные о радиационной обстановке во время перелета к Марсу при помощи входящего в его состав дозиметра «Люлин-МО» и отдельно включенных гелиевого и сцинтиляционных детекторов.