Опубликовано 16 сентября 2019, 20:02

«Любители пока еще в строю»

Как открыть «вторую межзвездную» с помощью фанеры и трубок
Сконструированный Геннадием Борисовым телескоп

© Из личного архива Геннадия Борисова

В конце августа астроном-любитель с помощью самостоятельно собранного из фанеры телескопа обнаружил новую комету. Через несколько дней оказалось, что она прилетела из-за пределов Солнечной системы — первый известный такой случай для комет. Теперь имя Геннадия Борисова известно всему миру, о нем пишут СМИ, к нему в гости приезжает Дмитрий Рогозин, об открытии говорят в «Вечернем Урганте» и сочиняют мемы. Подробнее о том, на что способна любительская астрономия, — в материале Indicator.Ru.

В Крымской астрономической станции Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ имени М. В. Ломоносова Геннадий Борисов числится инженером 1-й категории. По словам самого Борисова, он работает там на полставки и, как он написал на астрономическом портале Астрофорум, в ГАИШ ему «пока доверяют только мыть оптику телескопов». Также Борисов руководит одним из подразделений Астрономического научного центра. Однако астрономические наблюдения не входят в служебные обязанности Борисова — это его увлечение.

«Днем и там, и там я обязан работать, ремонтировать приборы, разрабатывать новые телескопы. Никакого отношения к астрономическим наблюдениям это не имеет», — рассказал он корреспонденту Indicator.Ru.

По ночам Борисов самостоятельно собирает телескопы, самостоятельно проводит наблюдения, самостоятельно обрабатывает результаты. Последнее свое творение — 65-сантиметровый телескоп системы Гамильтона — Борисов сделал из фанеры и карбоновых трубок: «на железо денег не хватило». Это самый крупный из телескопов, сделанных Борисовым. «Я решил сделать себе телескоп побольше, чтобы смотреть дальше и попытаться составить конкуренцию большим проектам», — рассказал он Youtube-каналу Astro Channel.

Свои наблюдения Геннадий проводит в «полуавтоматическом» режиме — задает телескопу набор площадок для наблюдений, а затем вручную обрабатывает полученные кадры. Если на снимках находятся движущиеся объекты, Борисов проверяет их по открытой базе — чаще всего это уже известные астероиды или кометы. Но иногда случаются и открытия — на счету Борисова их было семь. Последнее, восьмое, стало самым ярким и самым неожиданным.

30 августа, вернувшись из отпуска, Борисов решил опробовать свой новый телескоп и направил его не в зенит, как обычно, а на горизонт. Отсняв 27 площадок, первооткрыватель лег спать, а наутро приступил к обработке. На 26 площадках не нашлось ничего интересного, а вот на последней, 27-й, на самом краю кадра Геннадий обнаружил ранее неизвестный движущийся объект и сразу же отправил данные о нем в Центр малых планет (ЦМП) Международного астрономического союза. ЦМП создан, чтобы помогать астрономам — любителям и профессионалам — координировать свои действия, записывать наблюдения и рассчитывать параметры движения небесных тел.

Изначально Борисов думал, что это хоть и новая, но все же «рядовая» комета. Несколько ночей подряд он продолжал наблюдать за новой кометой, к нему присоединились десятки других астрономов-любителей и обсерваторий. По мере накопления данных стало понятно, что эта комета совсем не рядовая. Все расчеты показывали на то, что ее траектория «сильно гиперболическая».

На форму траектории объекта указывает специальный параметр – эксцентриситет (e). При e, равном единице, траектория имеет форму параболы, меньше единицы — эллипса, больше — гиперболы. Большинство известных комет имеют эксцентриситет меньше единицы, то есть вращаются вокруг Солнца по замкнутой эллиптической орбите. Чем ближе е к единице, тем орбита более вытянута. Например, у известной кометы Галлея с периодом обращения более 75 лет эксцентриситет равен 0,96. Если эксцентриситет равен единице или значимо превышает ее, то траектория перестает быть замкнутой, то есть объект приближается к Солнцу лишь единожды, а затем улетает из пределов системы.

Известно довольно много комет с эксцентриситетом, на сотые или десятые доли превышающим единицу, однако они не представляют особого интереса. Считается, что такие эксцентриситеты — следствия ошибок измерения или влияния планет-гигантов. Так или иначе, считать межзвездными такие объекты нельзя. В 2017 году астрономы открыли астероид Оумуамуа с е = 1,2. Открытие произвело переполох в научном сообществе — это был самый большой показатель среди всех наблюдаемых объектов, и он указывал на его межзвездное происхождение. Эксцентриситет кометы, обнаруженной Геннадием Борисовым, оказался равен 3,67.

11 сентября Центр малых планет выпустил циркуляр с описанием новой кометы. Вслед за этим Канарский институт астрофизики проанализировал ее химический состав — он оказался аналогичным кометам Солнечной системы. Это означает, что в других звездных системах происходят те же этапы эволюции, действуют те же химические элементы, что и в нашей. Симуляция траектории C/2019 Q4 доступна по ссылке.

На астрономическом портале Астрофорум, куда Борисов с первого дня писал о наблюдении нового объекта, в его адрес сразу же посыпались поздравления. Писали, что это «самое крупное за всю историю российское открытие в астрономии» и что имя Борисова теперь будет «вписано золотыми буквами в астрономию малых тел». В тот же день репортажи о первой межзвездной комете появились во всех мировых СМИ. Даже в далеком от астрономии «Вечернем Урганте» упомянули о комете Борисова. Сам первооткрыватель отметил, что межзвездная комета — «пример того, что любители пока еще в строю».

На вопрос о том, как удается справляться с нахлынувшей славой, Борисов отвечает, что это для него непросто: «Не ожидал, что будет такой ажиотаж. Постоянно звонки, постоянно съемка, постоянно какие-то письма. Нужно отвечать, а я еще человек из той категории, которые не “пишучие” (орфография авторская, — прим. Indicator.Ru). Есть люди, которые легко пишут — статьи, что угодно, — я не могу. Тем более, что пишут и иностранцы, нужно отвечать и на английском. Жена помогает. Но сейчас она на отдыхе, я тут один с этим борюсь».

Комета Борисова получила название C/2019 Q4 (Borisov): первая буква в названии указывает на то, что это долгопериодическая комета, затем идет год открытия и код, означающий, что комета стала четвертой открытой за вторую половину августа (Q). В циркуляре указано, что параметры траектории указывают на межзвездное происхождение, однако свое название комета Борисова получила по номенклатуре обычных комет. На Астрофоруме сразу же заметили, что ее следовало бы назвать 2I/Borisov, то есть «второй межзвездной» (interstellar) — вслед за 1I/ʻOumuamua.

«Любители пока еще в строю»