Опубликовано 07 июля 2017, 12:42

Поверхность Марса оказалась токсична для бактерий

Поверхность Марса

© NASA/JPL-Caltech

Соединения в марсианской почве под воздействием ультрафиолетовых лучей создают смертельно опасную среду для жизни бактерий. С подробностями исследования ученых из Эдинбургского университета можно ознакомиться в Scientific Reports.

В 2008 году зонд «Феникс» обнаружил в грунте Марса перхлораты — активные окислители, которые способствуют разложению органических молекул. Некоторые ученые считают, что присутствие перхлоратов в марсианской почве поможет найти жизнь на Красной планете. Эти соединения снижают температуру замерзания воды, а также могут служить источником энергии для бактерий. Исследователи отмечают, что, например, перхлорат аммония в настоящее время используется в качестве ракетного топлива.

Ученые решили выяснить, как бактерии будут чувствовать себя в марсианской почве. Для этого исследователи взяли бактерию сенной палочки — одну из самых распространенных в земной природе — и добавили к ней перхлораты. Затем ученые облучили их ультрафиолетом. Результаты показали, что бактерии умирали в два раза быстрее, если в их среде присутствовали перхлораты. После добавления других обнаруженных в марсианской почве компонентов, например оксида железа и перекиси водорода, бактерии умерли в 11 раз быстрее.

«Новые данные показывают, что, по крайней мере, три соединения, обнаруженных в почве Марса под воздействием ультрафиолета, делают поверхность непригодной для жизни», — сообщили авторы исследования в своей статье.

Тем не менее ученые отмечают, что в результатах есть и положительный момент. Земные бактерии, случайно занесенные на поверхность Красной планеты с космических аппаратов, быстро погибнут, не успев «загрязнить» планету. Кроме того, ученые не теряют надежду обнаружить жизнь под землей Марса.