Опубликовано 12 мая 2017, 15:01

Падения метеоритов вызывали на Марсе опустошительные торнадо

Инфракрасное изображение кратера Санта-Фе на Марсе

© NASA/JPL-Caltech/Arizona State University

Двое исследователей из Университета Брауна, рассмотрев изображения поверхности Марса в инфракрасном диапазоне, заметили странные полосы, расходящиеся от ударных кратеров. Объяснение своей находке они предложили в статье в журнале Icarus.

Ученые обнаружили, что найденные ими полосы простираются дальше, чем обычные детали рельефа, образующиеся при ударе метеорита или другого тела о поверхность планеты. Авторы исследования предположили, что причиной возникновения полос могли стать похожие на торнадо вихри, вызванные падением метеорита. Скорость ветра в них могла превышать 800 км/ч. Такой ветер сдувал пыль и обломки скал и обнажал более твердые породы.

При столкновении астероида и планеты тонны вещества с обоих тел испаряются, и струи газа вырываются с места удара на очень больших скоростях. Взаимодействуя с атмосферой планеты, они вызывали очень сильные ветра. Сами по себе такие воздушные потоки проходят над поверхностью планеты, однако, сталкиваясь со скалами, они образовывали те самые вихри.

Изображения были получены с помощью орбитального аппарата Mars Odyssey, его прибора THEMIS, снимающего поверхность планеты в видимом и инфракрасном спектре. На них заметна разница в поглощении тепла различными участками поверхности. «Вы не смогли бы увидеть этих деталей на любом изображении в видимом спектре, зато инфракрасное излучение ночью делает их очень яркими. Яркими становятся более твердые породы, которые удерживают больше тепла, чем поверхности, покрытые пылью и обломками», — рассказал один из ученых, работавших над статьей, исследователь из Университета Брауна Питер Шульц.

Однако еще один вопрос остается открытым: почему все эти процессы (и образование полос) при одних столкновениях происходят, а при других – нет. Ответ авторы работы надеются получить, продолжив исследования. Ученые предполагают две версии. По первой сверхмощные испарения, вызванные ударом метеорита и приведшие к вихрям, связаны с особенностями грунта. Согласно второй, вихри вызваны падением не метеоритов, а комет.