Опубликовано 27 июня 2019, 13:53

Астрономы обнаружили у молодой звезды намек на околопланетный диск

TW Hydrae  в представлении художника

TW Hydrae в представлении художника

© M.Weiss/CXC/NASA

Астрофизики из Калифорнийского технологического института, Национальной астрономической обсерватории Японии и Национального института естественных наук (Япония) обнаружили небольшую концентрацию пыли в диске вокруг звезды TW в созвездии Гидры. Возможно, из этой пыли формируется экзопланета размером с Нептун. Исследование было опубликовано на страницах The Astrophysical Journal Letters.

Планеты формируются вокруг молодых звезд в проплидах — протопланетных дисках из газа и пыли. Повышенные концентрации молекулярного газа и частицы пыли в облаках стягиваются друг к другу, образуя зерна, камни и, наконец, планеты. Они, в свою очередь, набирают массу и угловой момент от падающего материала туманности, одновременно сжимаясь из-за потерь светимости. Кольцо вращающегося материала, который подпитывает планету, получило название околопланетного диска.

Обнаружив такой околопланетный диск, ученые получат возможность изучать финальные стадии формирования планет. Однако холодную пыль и газ в дисках трудно наблюдать в видимом свете из-за яркого излучения молодой звезды. Материал диска испускает радиоволны. Поэтому комплекс радиотелескопов Atacama Large Millimeter Array (ALMA) в Чили — один из самых мощных инструментов для изучения генезиса планет.

Молодая звезда TW, расположенная на расстоянии 194 световых лет от Земли в созвездии Гидры, — это ближайшая звезда, вокруг которой могут формироваться планеты. Предыдущие наблюдения ALMA показали, что диск состоит из концентрических колец. Новые данные ALMA выявили ранее неизвестный небольшой комок в образующем планету диске. Комок вытянут вдоль направления вращения диска. Его ширина равна расстоянию между Солнцем и Землей, а длина примерно в четыре с половиной раза больше.

«Истинная природа скопления до сих пор не ясна. Это может быть тот самый околопланетный диск, питающий молодую планету размером с Нептун. Однако это может быть и вихрь из газа, который поднимает частицы пыли», — поясняет ведущий автор статьи, сотрудник Национальной астрономической обсерватории Японии Такаши Цукагоши.

В поисках планеты внутри диска исследователи планируют рассчитать распределение температуры в скоплении по снимкам с телескопа ALMA. Есть ли горячий газ вокруг гипотетической планеты, позволят выяснить наблюдения телескопа Subaru в инфракрасном диапазоне.