Опубликовано 12 сентября 2019, 12:32

На потенциально обитаемой планете обнаружен водяной пар

© Pixabay

Астрофизикам удалось зафиксировать спектры водяного пара, водорода и гелия в атмосфере планеты К2-18b, которая в восемь раз массивнее Земли. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Astronomy.

K2-18b был открыт в 2015 году и является одной из сотен суперземель — планет с массой между Землей и Нептуном, — найденных космическим аппаратом NASA Kepler. Планета вращается вокруг холодной карликовой звезды К2-18, которая находится примерно в 110 световых годах от Земли в созвездии Льва. Учитывая высокий уровень активности ее красного карлика, жизни на K2-18b, возможно, будет возникнуть сложнее, чем на Земле. Но температуры на ее поверхности допускают существование жидкой воды.

Доказать присутствие воды в атмосфере экзопланеты впервые удалось ученым из Университетского колледжа Лондона. Команда использовала архивные данные за 2016 и 2017 годы, полученные космическим телескопом ESA/NASA Hubble, и разработала алгоритм с открытым исходным кодом для анализа звездного света, проходящего через атмосферу K2-18b. В результате обработки измерений ученые обнаружили сигналы в спектрах, характерные для водяного пара, водорода и гелия в атмосфере планеты.

Авторы считают, что также на K2-18b могут присутствовать другие молекулы, включая азот и метан, но при текущих наблюдениях они остаются незаметными. По словам ученых, для оценки точного содержания воды и других газообразных веществ в атмосфере этой экзопланеты необходимы дальнейшие более точные наблюдения. Следующее поколение космических телескопов, включая космический телескоп NASA/ESA/CSA James Webb и миссию ESA ARIEL, будет иметь более совершенные инструменты и сможет получить более точные измерения. Ожидается, что ARIEL запустят в 2028 году. Она сможет подробно исследовать тысячу планет, чтобы получить реальную картину того, что они собой представляют.

«Найти воду в потенциально обитаемом мире, отличном от Земли, невероятно интересно. K2-18b не является "Землей 2.0", поскольку она значительно тяжелее и имеет другой атмосферный состав. Однако это приближает нас к ответу на фундаментальный вопрос: уникальна ли Земля?», — отмечает ведущий автор исследования, сотрудник Центра космической экзохимии в Университетском колледже Лондона Ангелос Циарас.