Опубликовано 06 октября 2017, 15:00

Наследие Cassini: Мимас. Звезда смерти или Pac-Man?

Обзор открытий космического зонда Cassini
Наследие Cassini: Мимас. Звезда смерти или Pac-Man?

© NASA/JPL

Indicator.Ru продолжает рассказ о главных «действующих лицах» многолетней эпопеи миссии Cassini. В прошлых выпусках мы рассказали об удаленных спутниках Сатурна, Фебе и Япете, теперь же настал очередь Мимаса — удивительного небесного тела, подозрительно похожего на Звезду Смерти из «Звездных войн».

Начиная наше повествование, нужно напомнить, что до конца XVIII века Сатурн был самой далекой от нас планетой Солнечной системы. К 1781 году в России уже два десятка лет правила просвещенная Екатерина Великая, а король Великобритании Георг III уже постепенно сходил с ума. Возможно, поэтому он выделил достаточно много средств своему Королевскому астроному Уильяму Гершелю для того, чтобы оборудовать отличную обсерваторию.

Уильям Гершель

Именно Гершель совершил огромное количество открытий, первым из которых, в 1781 году, был Уран. В 1789 году Гершель создал самый большой в мире телескоп с диаметром зеркала 1,26 метра и фокусным расстоянием 12 метров. С его помощью Гершель в 1789 году открыл два новых спутника Сатурна: Мимас и Энцелад.

Герой нашей сегодняшней статьи получил имя в честь гиганта Мимаса, сына Геи, зачатого ею от крови оскопленного Урана — греческая мифология порой была очень своеобразна.

Впрочем, до начала космических полетов Мимас так и оставался «просто» одним из спутников Сатурна.

40-футовый (12-метровый) телескоп Гершеля

Снимки, сделанные аппаратом Voyager 1, очень сильно повеселили публику и озадачили астрономов. Дело в том, что этот не очень большой спутник (400-километровый Мимас — двадцатый по размеру спутник в Солнечной системе и самое маленькое известное космическое тело, которое имеет округлую форму из-за собственной гравитации) был как две капли похож на Звезду Смерти из вышедшего в 1977 году четвертого эпизода «Звездных войн». У Лукаса не было ни одного шанса скопировать Звезду с Мимаса, тем не менее сходство оказалось потрясающим.

Снимок Мимаса, сделанный Voyager 1

© NASA/JPL

Как так получилось, понятно. Сходство со смертоносным фантастическим оружием Мимасу придает огромный кратер диаметром 139 километров. Однако это сильно удивляет уже планетологов: как после такого удара спутник остался целым?

Дальнейшие исследования и фотосъемку Мимаса проводил уже Cassini. Оказалось что этот спутник, немного уступающий по площади Испании, почти целиком состоит из водного льда.

Мимас, кольца Сатурна и северное полушарие планеты

© NASA/JPL

Конечно, больше всего был интересен большой кратер. Его «мелкие» детали оказались впечатляющими: кольцевая стена кратера местами была выше Эвереста (до десяти километров), а центральная горка оказалась выше Килиманджаро (шесть километров). К слову, кратер оказался самым большим кратером на гравитационно равновесных телах (на шарообразных спутниках, планетах и карликовых планетах) в сопоставлении с диаметром самого тела. Если бы такой кратер существовал на Земле, его диаметр равнялся бы примерно 4000 километров.

Часть кратера Гершель. Внизу – центральная горка

© NASA/JPL

Измерение температуры Мимаса, которое Cassini провел в 2010 году, поставило планетологов в тупик. Вместо предсказанного распределения (центр освещенной Солнцем поверхности самый теплый, с постепенным спадом температуры к терминатору — линии, которая отделяет освещенную сторону планеты от затемненной) получилась структура, похожая на компьютерного героя Pac-Man'а с гигантским кратером в пасти. Как так получилось, пока неизвестно.

Карта предсказанного и реального распределения температур на поверхности Мимаса

© NASA/JPL

Построил Саssini и карту спутника. И тут нужно сказать несколько слов о названиях на Мимасе. Как вы помните, на Япете все геологические образования носят имена из эпоса о Роланде. Здесь тоже эпос, только британский.

Карта Мимаса

© NASA/JPL

Да-да, если не считать гигантский кратер, что делает Мимас похожим на Звезду смерти, все остальные «герои» этого спутника — из эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (знал бы сэр Томас Мэлори, что пишет для Сатурна!).

Мимас и кольцо F

© NASA/JPL

Среди шести каньонов на Мимасе присутствуют Авалон и Камелот, а среди кратеров есть и Мерлин, и Гвиневра, и Ланселот с Утером Пендрагоном. Ну и, конечно же, 139-километровый Уильям Гершель: оставлять спутник без имени его первооткрывателя было бы не очень красиво.

Мимас и крошечная Елена на фоне колец Сатурна