24 февраля 2019, 21:15

Наука марсоходов в фотографиях

Марсианский мозг и бывшая вода
Марсоход Spirit

NASA

В феврале завершилась миссия MER – Mars Exploration Rover. В NASA официально признали потерю второго марсохода-близнеца, Opportunity. Это не воспринималось как трагедия: ведь что Opportunity, что его брат-близнец Spirit в десятки раз превысили расчетный срок своего существования. В своей прошлой статье мы вспоминали основные этапы эпопеи роверов, а сегодня Indicator.Ru рассказывает о научной составляющей миссии в фотографиях.

Как мы уже говорили, на счету Opportunity — железо-никелевый «мозг» размером с баскетбольный мяч. На самом деле, это первый метеорит, найденный на другой планете. Марсоход сфотографировал его в 2005 году около остатков теплового щита, защищавшего ровер во время спуска на Марс. Так этот метеорит, очень напоминающий мозг, и назвали — Heat Shield Rock.

Heat Shield Rock

NASA

Конечно же, главной целью марсоходов стало изучение геологии Марса и попытки выяснить, была ли когда-либо на этой планете жизнь. Место посадки Opportunity оказалось дном бывшего водоема.

Микросферы в марсианском грунте

NASA

Главным подтверждением этого стали микросферы (сферулы, spherules). Равномерное распределение шариков породы свидетельствовало о том, что они образовались в жидкости.

Сферы гематита в кратере Игл

NASA

Еще одним индикатором наличия там воды в прошлом стал гематит. Геологам не терпелось добраться до богатого гематитом участка, чтобы внимательно изучить почву — это могло ответить на вопрос, как гематит туда попал. Знание того, как сформировался гематит на Марсе, может помочь ученым охарактеризовать окружающую среду прошлого и определить, обеспечивала ли эта среда благоприятные условия для жизни.

«Серый гематит — минеральный индикатор прошлой воды. Это не всегда связано с водой, но часто», — говорит доктор Джой Крисп, научный сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA.

Температурный профиль Марса

NASA

В соединении с данными аппарата Mars Global Surveyor спектрометр аппарата Opportunity позволил построить первый высотно-температурный профиль атмосферы Марса.

«Пылевой дьявол» на Марсе, заснятый ровером

NASA

Ну и конечно же, к заслугам Opportunity относятся и исследования самой атмосферы, включая снимки пылевых смерчей, разгуливающих по поверхности Красной планеты.

Голубой закат на Марсе. Фото Spirit

NASA

Помимо красивых снимков голубого заката, были и собственно астрономические наблюдения.

Первый снимок метеора в марсианском небе

NASA

За марсоходами числятся и первый снимок метеора в марсианской атмосфере, и снимок Земли и Луны с Марса, и фотографии солнечного затмения – прохождение Фобоса по диску Марса.

Прохождение Фобоса по диску Марса

NASA

Cнимал Opportunity и прохождение Меркурия по диску Солнца, но разрешения камер, чтобы его увидеть, не хватило.