Опубликовано 27 февраля 2018, 13:01

Вспышка поставила под сомнение обитаемость планеты у ближайшей звезды

Вспышка, порожденная звездой Проксима Центавра в представлении художника

© Roberto Molar Candanosa/Carnegie Institution for Science/NASA

Проксима Центавра — самая близкая к Солнцу карликовая звезда и спутник Альфа Центавры — породила вспышку в десять раз мощнее, чем самые сильные на нашем светиле. Зафиксированное 24 марта 2017 года, событие продолжалось меньше одной минуты, а его пиковая мощность превысила значение в спокойном состоянии в 1000 раз. Такая сильная вспышка несовместима с жизнью на обнаруженной в 2015 году в зоне обитаемости планете, так как настолько сильное излучение и сопровождающий его поток плазмы не могли не оказать катастрофическое воздействие на гипотетически существующие на ней атмосферу и океаны, в результате чего жизнь должна была быть уничтожена. Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal Letters.

Проксима Центавра — это звезда из класса красных карликов, расположенная на расстоянии 1,3 парсека от Солнца в системе Альфа Центавра. Ее масса составляет около 1/8 массы Солнца. Несмотря на это, вспышки на таких звездах гораздо ярче и чаще, чем на нашем светиле. В ноябре 2017 года испанские астрономы рассказали о том, что нашли свечение в инфракрасном диапазоне звезды. Благодаря этому астрономы предположили, что вокруг Проксимы Центавра существует пылевой диск наподобие пояса астероидов или пояса Койпера в Солнечной системе. Также астрономы предполагают, что у Проксимы Центавра может быть целая планетная система, так как подобные пояса считаются остатками протопланетных дисков, из которых формируются большие каменные тела.

В новой работе показывается, что излучение, которое астрономы приняли за отраженный от диска свет, по всей видимости, было вспышкой на самой звезде. Такой вывод ученые сделали, изучив интенсивность излучения как функцию времени без усреднения.

Вспышка 24 марта показывает, что жизнь на обнаруженной в 2015 году планете Проксима Центавра b вряд ли существует, так как из-за близкого расположения к звезде она, скорее всего, оказалась в очень сильном потоке плазмы. «За миллиарды лет жизни Проксимы b такие вспышки могли полностью испарить любые океаны и атмосферу, стерилизовав поверхность», — говорит руководитель коллектива авторов Мередит Макгрегор из американского Института Карнеги. Для того, чтобы планета была обитаемой, говорит Мередит, ей недостаточно находиться на том расстоянии от звезды, при котором на поверхности может быть жидкая вода.

«Нет причин думать, что в системе Проксимы Центавра есть существенное количество пыли, — подытоживает соавтор Алисия Вайнберг. — Также нет никакой информации, которая указывала бы на наличие богатой планетарной системы, наподобие нашей».