Опубликовано 19 ноября 2020, 15:35

Несогласованность данных о комете объяснили фильтрами и апертурой

© BRP/Flickr

Международная команда ученых, в которую вошли исследователи из ДВФУ, объяснила несогласованность результатов, полученных при наблюдении за кометой 41P/Туттля — Джакобини — Кресака. Ученые считают, что противоречие возникло из-за разных наборов фотометрических фильтров и областей исследований, и данные дополняют друг друга, давая возможность определить химический состав пыли в комете. Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Химический состав кометной комы (газо-пылевого окружения ядра) меняется очень быстро, буквально в течение суток. Это связано с процессами в ядре кометы. Исследователи пытаются получить данные о химическом составе комет через анализ преломляемого частицами пыли света. Однако информация о цветовом спектре комет отличается при измерении в разное время наблюдений из-за различного фазового угла (угол Земля — комета — Солнце).

«Как минимум три группы исследователей, наблюдавшие за кометой 41P/T-G-K в 2017 году, получили разные результаты. Цвет кометы у них варьировался от красного до синего. В своей работе мы подробно объяснили, почему так произошло, — рассказал один из авторов исследования Антон Кочергин. — Обычно полученный цвет нормируется с учетом различной полосы пропускания используемых фотометрических фильтров. Однако во многих исследованиях цвет небесных тел интерпретируют независимо от конкретного набора фотометрических фильтров. Мы показываем, что это не во всех случаях верно. Причина разнящихся данных о цвете комет кроется в разных наборах фотометрических фильтров. Кроме того, большое значение имеет выбор размера апертуры расчета — окружности определенного радиуса вокруг кометной комы, которую ученые определяют на кадре с изображением кометы как область исследований. Определившись с апертурой, они анализируют только сигнал внутри этой окружности».

От выбора апертуры зависит, какие процессы и результаты попадают в анализ. Противоположная информация о цвете кометы только на руку исследователям, так как по одному наблюдению нельзя дать исчерпывающую характеристику цвету кометы. Многочисленные измерения помогут пролить свет на эволюционные процессы Солнечной системы.

В случае с кометой 41P/T-G-K ученым удалось воспроизвести результаты цветовых замеров, полученных практически одновременно с использованием разных фотометрических фильтров. Несмотря на то что в одном случае был получен синий цвет, а в другом — красный, исследователи установили, что оба результата отвечают реальному поведению частиц кометной пыли. Более того, результаты можно воспроизвести, смоделировав рассеяние света пылевыми частицами минерала пироксена — силиката, который входит в состав лунного грунта, а также был доставлен с астероида Итокава и обнаружен в составе кометы 81P/Wild 2.