Опубликовано 13 октября 2016, 15:41

Где искать Девятую планету

Сможет ли карликовое небесное тело доказать существование Планеты Х, выяснял Indicator.Ru
Один из объектов пояса Койпера в представлении художника

© ASA, ESA, G. Bacon (STScI)

Где находится Девятая планета Солнечной системы? Что может рассказать о ней только что обнаруженный объект 2014 UZ224 и при чем здесь Нептун? Об этом специально для Indicator.Ru рассказали астрономы Денис Денисенко и Константин Батыгин.

Случайная находка

На днях американские астрофизики сообщили об обнаружении карликовой планеты в Солнечной системе. Небесное тело под названием «2014 UZ224» было занесено в циркуляр Центра малых планет Смитсоновской астрофизической обсерватории.

«На самом деле планету обнаружили не специалисты по поиску астероидов, а ученые, работающие на чилийской обсерватории и исследующие структуру Вселенной на так называемой камере темной энергии DECam, — сообщил порталу Indicator.Ru Денис Денисенко, научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН. — По названию прибора становится ясно, что он предназначен для изучения темной энергии, а открытие транснептуновых астероидов — это побочный продукт их работы. Снимки были сделаны еще в 2014 году, но поскольку объект очень слабый (23 звездной величины), он движется достаточно медленно, наблюдений мало, и его нашли не сразу. Соответственно, предварительную орбиту смогли рассчитать и опубликовать только сейчас, два года спустя».

Астроном рассказал, что пока собрано недостаточно данных о небесном теле. «Его размер оценивают в очень широких пределах. Моя оценка — примерно 800 км в диаметре, в разных источниках — от 400 до 1000 и даже больше. Оно выглядит звездообразно, точечно, у него нет ни комы, ни хвоста. По движению на 15 снимках за 9 разных ночей 2014-2016 годов с достаточной надежностью (с погрешностью порядка 5-7%) определили его орбиту, расстояние, наклонение к плоскости других планет. Примерный период его обращения вокруг Солнца составляет 1140 лет, и сейчас объект находится на расстоянии примерно в три раза дальше Нептуна, на 93 а.е. от Солнца». Но как подчеркнул Денисенко, некоторые факты установлены совершенно точно. «Среди транснептуновых объектов 2014 UZ224 сейчас находится на втором месте по расстоянию от Солнца и от Земли. Это второй и самый дальний из открытых объектов Солнечной системы. Радиус его орбиты тоже известен с погрешностью примерно в 7%: он составляет примерно 108-110 а.е., +/-7».

Денисенко особо отметил необычные свойства обнаруженного объекта: «Он подлетает в перигелии достаточно близко к орбитам планет-гигантов. Следовательно, его движение должно регулироваться притяжением и возмущением Нептуна и остальных планет-гигантов. В то же время его орбита очень хорошо ложится в точку пересечения далеких транснептуновых объектов, которые группируются вблизи области неба в созвездии Кита. Удивительным образом его орбита и орбиты еще четырех или пяти экстремально далеких объектов в Поясе Койпера пересекаются в двух точках на небе: в Южном полушарии в созвездии Кита, а в Северном — в противоположной точке на небе, в созвездии Волос Вероники».

При чем тут Планета 9

По предположениям ученых, по траектории движения 2014 UZ224 можно доказать существование Планеты 9 Солнечной системы. «С одной стороны, вроде бы этот объект не повышает вероятности существования гипотетической Девятой планеты», — прокомментировал данную версию Денисенко. «С другой стороны, то, что существует выделенное направление на небе или какая-то ось, вдоль которой выстраиваются орбиты объектов в Поясе Койпера, может наводить на мысль о том, что их движением, расположением и ориентацией в пространстве может руководить какой-то другой процесс, какое-то другое небесное тело или сближение Солнца с какой-то другой звездой, которая пролетела в окрестности Солнечной системы. Возможно, это направление поможет определить «виновника» конфигурации далеких транснептуновых объектов. Пока что астрономы спорят, откуда взялась эта ось, почему наблюдается такое выравнивание Девятой планеты с массой примерно в 10 масс Земли с радиусом орбиты 600 а.е. Пока еще никто не доказал, что «виновата» именно она, могут быть и другие причины, объясняющие такое расположение орбит».

В январе этого года астрономы Константин Батыгин и Майкл Браун с помощью математических расчетов возмущений ледяных объектов в Поясе Койпера выявили существование Девятой планеты на периферии Солнечной системы. Константин Батыгин сообщил корреспонденту Indicator.Ru, что пока не может точно говорить, насколько обнаруженное небесное тело доказывает существование еще одной большой планеты Солнечной системы. «Карликовая планета имеет орбиту в 108 а.е. — этого недостаточно, для того чтобы быть под прямым влиянием Планеты 9, по крайней мере, по тому, как мы ее рассчитали. Идея не в том, как орбиты пересекаются в небесной сфере, а в том, как они ориентированы в физическом пространстве. Я более чем уверен: если посмотреть на новую карликовую планету, вряд ли она будет ориентирована так же, как и другие объекты. Я не могу утверждать точно, так как я еще не анализировал. Интуитивно мне кажется, что новая карликовая планета вряд ли даст нам дополнительную информацию. Конечно, данные будут использоваться, но я пока еще не вижу как».

Темные пятна и точки пересечения

Полученные данные о новой карликовой планете действительно вызывают больше вопросов, чем дают ответов. «Хоть этот объект и подлетает близко к Нептуну, его орбита проходит через те же точки на небе, где проходят орбиты объектов, экстремально далеких от Пояса Койпера. Самое необычное, что через эти же точки на небе в созвездии Кита и созвездии Волос Вероники проходят орбиты двух крупных объектов в Поясе Койпера — Хаумеа и Макемаке. Все они пересекаются в пределах 3-4 градусов. Для неба с окружностью в 360 градусов 3-4 градуса это практически 1%. Вырисовывается какая-то новая закономерность. Количественные наблюдения пока, насколько я знаю, не объяснили ее полностью», — отмечает Денисенко.

«Дело даже не в Девятой планете. Она должна влиять только на далекие объекты, через две точки пересечения которых проходят орбиты и обычных тел Пояса Койпера. Это, как мне кажется, на данный момент самая большая загадка, которую фактически еще никто не объяснил. Может быть, это и есть ключ к разгадке такой фокусировки орбит этих карликовых планет в Поясе Койпера. Может быть, сопоставив еще раз все факты, кто-нибудь додумается до новой гипотезы, способной объяснить это явления без привлечения Девятой планеты. Этот или еще два объекта могут дать качественный скачок в исследованиях. Пока что таких далеких объектов единицы, их можно пересчитать по пальцам двух рук, в Солнечной системе их не то что сотни, а еще тысячи и десятки тысяч объектов размером под тысячу километров, которые до сих пор остаются необнаруженными. По крайней мере, сам поиск и обнаружение вселяют надежду на то, что действительно удастся зафиксировать какое-нибудь еще более массивное тело, не попавшее пока в поле зрения телескопов», — подвел итог астроном.