Опубликовано 27 марта 2018, 12:27

Астрофизики объяснили особый тип быстрых сверхновых

Сверхновая особого типа в представлении художника

© NASA/JPL-Caltech

При помощи космического телескопа Kepler ученым удалось разобраться в механизме сверхновых особого вида. Оказалось, что природа свечения объектов этого класса существенно отличается от обычных сверхновых. Статья с результатами опубликована в журнале Nature Astronomy.

Звезды большой массы быстро вырабатывают все топливо в своих недрах, после чего проходят стадию сверхновой — колоссального взрыва, временно увеличивающего их светимость в миллионы раз. Обычно яркость увеличивается постепенно, что занимает около месяца, а все событие длится еще в несколько раз дольше. Зависимость энерговыделения от времени для сверхновых называется кривой блеска и объясняется распадом рожденных во взрыве радиоактивных элементов (в первую очередь никеля) в сброшенной оболочке.

В новой статье описывается наблюдение особого типа коротких сверхновых: как правило они достигают максимума светимости быстрее десяти дней, а весь процесс занимает меньше месяца — примерно в десять раз более скоротечно, чем у обычных сверхновых. Астрономы уже регистрировали несколько подобных вспышек, но та, что обсуждается в статье, экстремальна даже среди них — она достигла максимума за 2,2 дня и светила ярче половины максимума всего в течение недели.

Схематическая иллюстрация того, как новый тип сверхновой достигает максимальной светимости